Во дворце «Монплезир» идут масштабные работы по восстановлению интерьеров. Сейчас реставраторы возвращают былой лоск дубовым панелям и лаковым панно. Работы проводят как на месте, так и в мастерских.
Сантиметр за сантиметром художники-реставраторы восстанавливают потолочную роспись жемчужины Петергофа. Монплезир — «моё удовольствие». Любовался этим зданием в голландском стиле ещё сам император Пётр Великий. Потомкам так же восхищаться сегодня помешало время. В последний раз такие масштабные работы проводили после Великой Отечественной. И тогда, и сейчас специалисты столкнулись с одной и той же, главной проблемой.
«Основной особенностью данной реставрации является сезонность работ. Это здание холодное, не отапливаемое. Поэтому все работы, которые мы можем проводить непосредственно во дворце, мы можем проводить только в теплое время», – отметил Юлия Рожкова начальник службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф».
Работы сейчас на начальном этапе. До холодов нужно успеть многое.
Восстанавливают дубовую отделку помещений, паркетные щиты, живопись в галереях и центральном зале. Замазывают трещины и укрепляют позолоту. Из-за отслоений краски на потолке показался его подлинный цвет, который, мог лично согласовывать сам первый российский император.
«Пётр очень внимательно подходил и к выбору материалов, и всего. На самом деле для нас было очень интересно, когда мы, например, в исторических справках читали, что были закупки, смотрели накладные: закуплены такие материалы, как голубец, как красная киноварь. И дальше при исследованиях, которые выполнялись в рамках проектных работ, а также они сопровождают весь ход реставрационных работ, мы находили эти вещи», — отметил директор реставрационной компании Михаил Ботаковский.
Восстановление интерьеров идёт не только в самом «Монплезире», но и в специализированных мастерских музея-заповедника «Петергоф». Туда отвезли отдельные элементы и панно. Но и в здании работы хватает. Без своевременного внимания специалистов оно вот-вот начало бы разрушаться.
«Выявились очень большие дефекты по отставаниям красочного слоя и грунта. В очень плохом состоянии находился штукатурный слой, он практически без связующего был. Также все трещины были очень подвижны. Нам удалось в этом сезоне уже всю техническую реставрацию завершить, и результаты положительные были», – рассказала художник-реставратор Галина Иванова.
Работа специалистов на высоте. В прямом и переносном смыслах. Мы находимся на третьем, самом верхнем этаже деревянных лесов. Здесь восстанавливают не только живопись, но и декоративную лепнину Парадного зала.
Полностью завершить реставрацию «Монплезира» планируют в 2028 году. Но посетителям он будет доступен не сразу. Сначала на место вернут предметы экспозиции.
