Лучшие образцы морской робототехники и безэкипажного флота представили предприятия Петербурга на XVIII Международной выставке «НЕВА 2025». Северная столица стала главной площадкой для демонстрации достижений судостроительной отрасли. В числе участников порядка семисот экспертов России и дружественных стран.

Как отметил губернатор Александр Беглов, Петербург был и остается флагманом российского судостроения. И выставка станет ещё одним шагом к обеспечению технологического лидерства страны.

Фантастические аппараты, будто созданные для пыльных тропинок далеких планет, изучать будут недосягаемые земные глубины. Разработка КБ «Рубин» — зарядная станция для морских дронов.

«Мы представляем целую подводную кибернетическую экосистему. Данная станция у нас рассчитана на континентальный шельф, на глубину 300-500 метров», – отметила Елена Корнилова, инженер группы перспективного проектирования ЦКБ морской техники «Рубин».

Из почти 700 компаний-участниц выставки треть — производители с берегов Невы. Масштабный смотр в «Экспофоруме», объясняют эксперты, доказывает еще раз — Петербург был и остается столицей российских корабелов.

«В Питере крупнейшие КБ, в Питере — крупнейшие предприятия. Самая сложная техника создается здесь, самая сложная кооперация участников по созданию самой сложной морской техники, оно находится в Питере», – рассказал Сергей Абдыкеров, глава департамента судостроительной промышленности Министерства промышленности и торговли.

Выполняя задачи, поставленные президентом, по словам губернатора Александра Беглова, Северная столица нацелена на дальнейшее развитие отрасли, создание новых рабочих мест. Рост конкурентоспособности.

«Сейчас проектируем на базе Северной верфи, по сути дела, новую верфь. Вообще, я думаю, что в мире-то такие проекты случаются нечасто, а для нашей страны — за последние, не побоюсь, лет сто — это точно уникальная история. Получаем возможность любых габаритов, любого тоннажа сегодня, потребного для народного хозяйства», – рассказал Андрей Пучков, генеральный директор ОСК.

Проект «Верфь Будущего» предполагает создание гигантской площадки, на которой одновременно будут собирать сразу несколько разных судов.

«По ряду производственных процессов до 20 раз возрастет производительность труда. Сейчас уже заканчивается классификация новых площадей вокруг Северной верфи, так как модернизация будет идти без остановки основной площадки. Если вы посмотрите картинку работающей верфи, у вас сначала идет какое-то судно танкер, за ним тут же на другом стапеле продолжается процесс сборки другого типа судна, это — непрерывный процесс», – рассказал Александр Ситов, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

С нуля петербургские ученые создают уникальное судно — морской газовоз. Опираясь только на свои разработки, инженеры признаются — во многом они чувствуют себя первооткрывателями.

«Просто так скопировать тоже не получается, потому что материалы, использование материалов, температурный режим, как себя ведет материал – не всегда возможно получить химанализом — это вопрос технологии, сварки, изготовления», – отметил Дмитрий Новиков, генеральный директор Крыловского государственного научного центра.

Разработка, которая уже прошла первые испытания — «Морские грузовики». Беспилотные картера способны нести на борту груз весом до 1 тонны.

«Безэкипажный катер «Бриз» совершил переход из Архангельска на Соловецкие острова. Протяженность перехода составила 280 километров, переход занял 21 час. Здесь один оператор может управлять несколькими судами», – отметил Дмитрий Богданов, генеральный директор компании-производителя безэкипажных катеров.

К обсуждению инноваций подключатся инженеры нового поколения. В финальный день «Невы 2025» пройдет первый Молодежный морской форум. Он объединит более двух тысяч студентов и ученых, которым предстоит встать за штурвал отрасли в XXI веке.