Петербургские реставраторы восстанавливают облик доходного дома Дерещевых. Специалистам удалось найти архивные материалы, благодаря которым все архитектурные элементы вновь встают на свои места.

Этот элемент в оформлении доходного дома Дерещевых продержался на стенах около 100 лет. Как отмечают реставраторы, после завершения работ он продержится ещё столько же. Плитка в отличие от других элементов декора хорошо сохранилась. Что-то приходится восстанавливать, а что-то — воссоздавать заново.  

«Лепной исторический декор, по проекту и эскизам архитектора, сделан из гипса. В результате эксплуатации здания много утрат, докомпоновок. Сейчас его расчищают, восстанавливают таким, каким он был в историческом виде. Это будет красиво», — рассказал генеральный директор компании-подрядчика Михаил Кандуков.

Карнизы, лепной декор, парапетные столбы и оконные наличники — их воссоздадут по сохранившимся образцам и архивным материалам. Но главной исторической находкой стал картуш. Такие архитектурные элементы раньше изображали в виде щита, растительного венка или свитка. Внутри автор мог оставить приветственные слова, имена, значимую дату. На этом же здании архитектор Николай Каценеленбоген зафиксировал дату постройки — 1906 год.

Картуш также выполнял функцию паспорта автора или самого здания. Именно это помогло исследователям выяснить, что доходный дом Дерещевых не единственная работа архитектора в Петербурге. В Митавском переулке третий фасад с маскаронами лягушек, природными элементами и декоративной плиткой говорит о том, что автор придерживался единства в своих работах. Шрифт и дата постройки здания — совпали. Отсюда мастера и скопировали утраченную единицу.

«В 1920 годы здесь находилось русское астрономическое общество, председателем которого был Борис Васильевич Нумеров. Даже в его фамилии содержится отсылка к нумерации. Этот дом, словно звезда на астрономической карте Петербурга, напоминает нам о важности каждого архитектурного элемента. О важной роли каждого из нас в сохранении архитектурного наследия. Если мы знаем и помним, то мы уже сохраняем», — отметила исследователь Анна Крицкая.

Уже в октябре с доходного дома снимут леса, и он вновь расскажет о своей истории. Для Петербурга, как для музея под открытым небом, каждое здание — экспонат, а их детали становятся этикетажем для архитектурных шедевров.