В Русском музее приступили к комплексной научной реставрации двух шедевров Григория Угрюмова. Это два пятиметровых полотна – «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года».
Работы будут проводить в зале открытой реставрации, поэтому наблюдать, как восстанавливают картины классика русского искусства, смогут все гости Корпуса Бенуа Русского музея.
Кажется, впервые за более чем 200 лет молодой Иван Грозный, триумфально взявший Казань, лежит на полу. Реставраторы бережно осматривают полотно. Картина размером 5 на 4 метра покрыта кракелюром, который словно морщины на лице. В этих микротрещинах следы прошлого — остатки копоти — еще с тех времен, когда Русский музей освещали газовые светильники.
«Возможно, картину промывали, на поверхности убирая загрязнения, и одновременно загоняли в эту структуру. Таким образом появилась такая темная паутинка по всей поверхности, которая зафиксирована поздними лаками», – рассказал Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея.
А на тыльной стороне — заплаты, которые когда-то скрывали старые «шрамы» холста. Но теперь они видны даже на красочном слое.
Один из самых серьезных дефектов — сквозные прорывы холста. Эти раны полотна получили в 1942 году, во время эвакуации коллекций Русского музея из Горького, ныне это Нижний Новгород, в Пермь. Тогда была угрозы наступления немецких войск, и в спешке на один вал наматывали сразу несколько полотен, в результате повреждения получил не только холст, но и красочный слой.
«Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» пока еще ждет своей очереди на обследование. В ближайшие три месяца реставраторы тщательно изучат оба полотна, в том числе в инфракрасных лучах. Впрочем, реставраторам уже понятен масштаб работ — сначала нужно обеспылить, удалить более поздние следы консервации, укрепить и сгладить красочный слой, который будто волнами поплыл по всему холсту.
Но первым делом полотна предстоит избавить от желтого фильтра — это несколько слоев лаков, которые от времени потемнели и теперь искажают подлинный колорит Григория Угрюмова.
«Угрюмова всегда ценили за его пристрастие к колоризму — за то, что в его произведениях более разнообразный, с большим вкусом выстроенный, обращающий на себя внимание и достаточно яркий колористический строй», – рассказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея.
Оба произведения созданы на стыке XVIII-XIX веков по поручению императора Павла I специально для Михайловского замка, затем почти век лет жизни в Академии художеств, и только в конце XIX столетия картины пополнили собрание тогда только что открывшегося Русского музея. Это первая реставрация за более чем два века. До этого лишь были точечные консервации. Масштабное преображение проходит при поддержке Газпрома.
«Эти полотна, о которых мы говорим — «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани», старше, чем «Последний День Помпеи», больше чем на 30 лет старше. Это целая эпоха. Для Русского музея это историческое событие. Оно историческое вдвойне», – рассказала Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.
«Мы работаем не только с самими полотнами. Мы работаем с огромной образовательной, просветительской программой. Для нас очень важно, чтобы профессия реставратора и процесс реставрации стал видимым», – рассказала Елена Давыдова, генеральный директор фонда «Газпром Культурные инициативы».
Таинство возрождения увидят не только студенты профильных колледжей и вузов. Зал № 86 корпуса Бенуа открыт и для посетителей, которые за стеклянной дверью смогут наблюдать за кропотливым процессом. Реставрация займет не меньше двух лет — по году на каждый шедевр.
