На этой неделе Государственная дума приняла закон, который освободит девятиклассников от дополнительных экзаменов. Те, кто не планирует идти в десятый, будут сдавать только две обязательные дисциплины – русский и математику. Нововведение начнет действовать уже с этого года в трех регионах – Москве, Петербурге и Липецкой области. Эксперимент должен повысить интерес подростков к техникумам и колледжам. В таких кадрах остро нуждается экономика страны. По оценке Минтруда в ближайшие пять лет две трети новых рабочих мест должны будут занять люди со средним профессиональным образованием. Отношение к нему стремительно меняется в последние годы. Стратегию «встать на ноги» раньше своих сверстников выбирают многие подростки. Где в Петербурге ждут кадры с корочками о среднем специальном образовании? Сколько платят? Что дает ранняя профориентация? И правда ли, что истории успеха могут начинаться с того, что однажды, сдав ОГЭ, ваш 15-лений ребенок скажет: «В школу я больше не пойду».
Увидев, как исполинские станки вращаются многотонные барабаны, Юрий понял – он выиграл главный приз. Не успел юноша закончить техникум, а ему уже предложили получить высшее образование.
«Самое главное, что меня заметили, недавно мне предложили от «Силовых Машин» отправиться в политехнический институт, на обучение профессии-технолога конструктора. У меня есть девушка, любящая меня девушка Алина, а что еще нужно для планирования будущего», – сказал студент техникума Энергомашиностроения и металлообработки Юрий Рыжов.
История успеха началась три года назад. Когда после 9 класса Юрий решил стать рабочим.
«Рабочий – это, как правило человек креативный, он старается совершенствовать свои знания, он может смастерить что-то, он технически подкован, без дела сидеть не будет», – студент техникума Энергомашиностроения и металлообработки Юрий Рыжов.

Внимательная Евгения ловит каждое движение коллеги. Она никогда не хотела быть врачом. И на третьем курсе техникума окончательно поняла: медсестра – это ее диагноз.
«Тут практическая медицина, тут работают руки, мне нравится работать руками. Я же делаю добро – это очень важно, все люди болеют, всем нужна помощь, мы ее оказываем», – сказала студентка СПб ГБПОУ медицинского техникума №9 Евгения Тульских.
Помощь нужна и врачам. Один из способов найти и даже воспитать старший медперсонал – привлечение студентов.
«Мы на сайте «Работа России» размещаем наши возможности принять на целевое обучение, лечебные учреждения на этом же сайте находят нас, и выбирают нас, что они ждут от нас специалистов подготовленных», – добавила директор СПб ГБПОУ медицинского техникума №9 Любовь Спиридонова.

Есть еще целевая подготовка. Тут техникум заключает договор со студентом. Если ученика ждут в определенной поликлинике, преподаватели подготовят его, учитывая запросы работодателя.
«Я просто, просто люблю детей, мне нравится следить за их развитием, как они выздоравливают, когда приходит к тебе ребенок – он может быть в тяжелом очень состоянии, ты за ним ухаживаешь, ухаживаешь, и ты видишь, как он начинает первый раз улыбаться после своей болезни», – отметила студентка СПб ГБПОУ медицинского техникума №9 Анастасия Баранова.
Упражнения с резиновыми пупсами для Анастасии закончатся уже через пару месяцев. С лета девушка начнет лечить пеленать детей.
«Многие говорят, что медсестра – это принеси, подай, но это может сказать только человек, который не разбирается в данной сфере, потому что медсестра – это намного больше, медсестра взаимодействует не только с телом человека, но и с его разумом, она помогает ему морально», – добавила Анастасия Баранова.
Она ассистирует врачу за рабочим столом, ходит по адресам, ставит уколы. С ноября Алина — медсестра. С достойной зарплатой, которая будет расти.
«Как только появится шанс поднять квалификацию, я воспользуюсь этим шансом, поднимая квалификацию, добавляя себе знаний, я таким образом могу поднять свой заработок. Это в принципе саморазвитие – это сделает меня выше, как специалиста», – сказала медсестра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №102» Алина Вебер.

Без саморазвития, объясняет Юрий, у станка не устоять. Чтобы избавиться от рутины, которая, кажется случается в любой работе, он изучает, как функционирует пока незнакомый соседний станок.
«Нужны познания в геометрии, нужны познания в математике, потому что работаем с формулами – надо постоянно вычислять скорость вращения шпинделя», – объяснил студент техникума Энергомашиностроения и металлообработки Юрий Рыжов.
Таких, как Юрий, говорят на «Силовых Машинах», им нужно несколько сотен. Кадровый голод решает все – за рабочих предприятия борются начиная со школьной скамьи.
«Планировать можно до пенсии свою жизнь – и ты все время будешь видеть следующий шаг в горизонте своего роста. Чем интересны большие предприятия, заводы для молодежи? Тем, что кроме развития в профессии, кроме карьерного роста, где твое вознаграждение растет – это еще очень большие программы социальной поддержки, и компенсация аренды жилья для иногородних и компенсация питания», – сказала начальник управления развития персонала «Силовых Машин» Елена Мордвинова.

Упростив попадание в колледж, говорят молодые рабочие, им дали шанс не только получить профессию мечты. Молодые романтики на жизнь смотрят с долей здоровой прагматики.
«Не хотелось бы хвастаться, но мне хватает, я сейчас могу закрывать какие-то свои потребности, помимо работы у меня учеба, закрываю свои постоянные потребности, плюс что-то помочь как-то копеечкой родителям», – сказал студент радиотехнического колледжа СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» Илья Козлов.
Илье всего 18. Вместе с другом Игорем они пришли в родную школу. Тут начался их трудовой стаж.
«После уроков, которых семь, ребенок должен поехать два раза в неделю в колледж, и два раза на базе нашей школы – это замечательный проект «Моя Первая Профессия», которая анонсируется и государством и гордом – это будущее для многих детей», – сказала директор школы №630 Людмила Иващенко.
Колледж, объясняет Игорь, не приговор. Кроме практики и зарплаты на предприятии, покинув школу, он получил путевку в жизнь.
«Я сейчас заканчиваю обучение, начинаю полноценно работать, параллельно получать высшее образование, затем, после получения высшего образования, я подаю на инженерное, становлюсь инженером и уже начинаю строить карьеру на предприятии от обычного монтажника до директора этого предприятия или гендиректора», – добавил студент радиотехнического колледжа СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж» Игорь Лукинов.

С легкой завистью на выпускников смотрят нынешние восьмиклассники. Леня и Саша в школе осваивают мастерство ретушеров.
«Меня очень заинтересовало то, что можно заниматься фрилансом, и зарабатывать как-то удаленно за счет ретуширования фото. По окончанию этих курсов мы получаем свидетельство о профессии и можно сразу идти зарабатывать», – сказал ученик школы №630 Леонид Егоров.
Александра летом собирается помогать папе фотографу. А через год уйдет в техникум. Чтобы научиться работать уже на себя.
«Мне кажется, у меня пока недостаточно знаний, чтобы работать. Ретушер – он не только фотографии редактирует, он создает логотипы, текста, сайты, ну, то есть занимается дизайном», – объяснила ученица школы №630 Александра Кленовская.

России и Петербургу, объясняют эксперты, необходимы выпускники техникумов. Город, созданным царем-мастером – это, в том числе, один из главных индустриальных центров страны.
«С 2024 года совместно со службой занятости происходит такая новая форма, я бы сказал, где составляется индивидуальное сопровождение выпускника среднего образовательного учреждения, где делается и резюме, и подбирается работа. Основная задача комитета по труду и занятости – это максимально раскрыть человеческий потенциал», – сказал председатель комитета по труду и занятости Василий Пониделко.
Привычка с ранних лет работать и учиться, говорят специалисты, едва ли не главный козырь. 21 век – время профессионалов и возможностей. Не растеряться и вовремя ими воспользоваться – самая необходимая черта любого молодого человека.