Недуг, которого боятся все без исключения. Диагноз, который всегда звучит как приговор. Онкология. 4 февраля отмечался Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями. Наука ещё не победила рак, но уверенно идёт по этому пути. И когда врачи говорят, что онкология успешно лечится, они не преувеличивают. Это заслуга самих врачей, их мастерства, упорства, и пациентов — их стойкости и веры, и ещё технологий. Как благая весть прозвучала новость о персонализированной вакцине от рака. Её разработали в Национальном медицинском исследовательском центре имени Гамалеи. И на этой неделе Минздрав сообщил о начале клинических испытаний. Испытания другой, также персонализированной, вакцины от рака ведутся и у нас в Петербурге. Успешно.

Специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь по профилю «онкология» в Петербурге оказывают семь медицинских учреждений. Они прекрасно оснащены. На этой неделе Онкологический центр имени Напалкова получил супермощный линейный ускоритель, который облучает поражённые ткани с филигранной точностью, не воздействуя на здоровые участки.

Это очень тонкий психологический момент. Человек не умирает от онкологии сразу же. Но как только диагноз озвучен, жизнь замирает, выхода нет. Сегодня это уже чаще стереотипы, множество видов онкологии можно лечить. Да, это сложно, но положительный результат с каждым годом всё реальнее.

Мария вспоминает, что от первого подозрения до диагноза прошло меньше месяца, страх сковывал, как не борись с плохими мыслями, в голове сидел один вопрос — неужели это конец?

«И, конечно диагноз, первое впечатление, шокирует. Затем страх, что же будет дальше. Здесь я встретила прекрасных врачей, почувствовала, что страх уходит, и я буду бороться, не дам шансов болезни, не буду о ней вообще даже думать. В дальнейшем успешно прошла химиотерапию, операцию, лучевую, операцию», — рассказала Мария Инушкина, пациент Онкологического центра имени Н. П. Напалкова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В центре Напалкова она прошла всю необходимую терапию, ремиссия длилась три года, затем вновь потребовалась операция. Но страха уже не было, эту болезнь можно победить.

«Если женщины боятся, что что-то будет некрасиво, вопрос всегда решаем. Тут главное вовремя обратиться, потому что если затягивать, бояться, не идти, обычно люди боятся, появляется страх, то это сложнее даже потом при лечении», — пояснила Мария Игушкина.

А Вера Цветкова ведёт свою борьбу с онкологией уже 17 лет и надежду победить не теряет. Когда-то УЗИ показало новообразование в молочной железе . Дальше — мастэктомия, химиотерапия. Казалось, рак побежден. Но появились метастазы. Женщина пережила все психологические потрясения, связанные в том числе и с удалением молочной железы.

«Мне на тот момент было 30 лет. Это было, по ощущениям, для женщины в 30 лет, потерять грудь… А это была радикальная мастэктомия. На тот момент ещё не было предложений таких, как сейчас, что одновременно идёт восстановление. Это огромнейший плюс, тем более для молодых женщин, тем более сейчас эта проблема очень молодеет. И, действительно, есть девочки от 25 лет и, чтобы такого не произошло, сейчас идёт ещё и восстановление», — сказала Вера Цветкова, пациент Онкологического центра имени Н. П. Напалкова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Медицина действительно не стоит на месте во всех направлениях лечения. В Центре Напалкова появился новый лучевой ускоритель. Используется при борьбе с опухолями разных локализаций. Главное преимущество — возможность максимально точно направлять лучи, это улучшает результат и дает возможность избежать последствий для других органов.

«Возрастает возможность подвести дозы, мы их называем аблятивные, и по сути это сопоставимо с операцией. Есть курсы лечения несколько недель, есть несколько дней. Здесь мы сможем направлять дозу, которая доводится до 3-5 дней, сопоставимая с семью неделями», — рассказала Татьяна Шарабура, заведующая радиотерапевтическим отделением онкологического центра имени Н. П. Напалкова.

Новый аппарат на этой неделе осмотрел и губернатор. Александр Беглов подчеркнул, что в Петербурге создаются все условия и для лечения, и для выявления онкологических заболеваний на ранней стадии.

Онкологические операции сегодня — это, по сути, врачебное искусство. Хирург управляет роботом, который способен выполнять самые тонкие манипуляции на тканях.

«Так называемое малоинвазивное вмешательство, то есть небольшие проколы. Мы выполняем эту операцию с помощью нашего доброго помощника, робота DaVinci, модель XI. Это последняя модель данной линейки роботов. В соседней операционной у нас находится модель предыдущего поколения. Называется робот DaVinci SI. Этот робот мы инсталлировали 4 года назад, я имею ввиду новый, и успешно применяем его», — сказал Дмитрий Гладышев, заместитель главного врача по хирургии городской больницы № 40 Курортного района.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Вакцина от рака — мечта миллионов, разработки не просто ведутся, люди уже получают лечение, конечно не в 100% случаев. Вообще, медикам не очень нравится слово «вакцина» в данном случае, ведь одним уколом застраховаться от рака человек не может, это именно лечение.

«У нас у всех вакцина ассоциируется с профилактикой, но это не прививка от рака, и это вакцина персонифиццированная, индвиидуальная, которая направлена на конкретное заболевание пациента. Направлена на опухоли, имеющие иммуногенную активность», — сказал Алексей Беляев, директор национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор.

У пациента берут пробы тканей опухоли и крови, смотрят, как будут вести себя клетки в сочетании с лекарством, и принимают решение по использованию. Но тут важно отметить, что юридически для некоторых видов вакцин продолжается фаза испытаний, и применять её можно, лишь когда исчерпаны другие методы доказательной медицины. Применяется вакцина там же, где и была разработана.

«По нашим данным, даже у той категории пациентов, где все методы были исчерпаны, мы получаем 40% улучшений. Опухоль перестаёт расти, мы считаем, что это успех. Есть уже пациенты более 5 лет, те, которые должны были погибнуть. Это меланома и саркома», — сказал Алексей Беляев.

Врачи поясняют, не стоит ждать волшебства, ведь одна таблетка или укол против всех видов рака — это невозможно. Медицина и наука продолжают движение вперед, чтобы всё больше людей в борьбе с заболеванием имели шансы на положительный результат и главное добивались его шаг за шагом.