О хирургии грыж брюшной стенки в эфире телеканала «Санкт-Петербург» рассказал заместитель главного врача по медицинской части, врач-хирург, онколог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПБГУ, доктор медицинских наук Александр Белоусов.

Грыжа брюшной стенки – одно из самых распространенных заболеваний в хирургических стационарах. Это недуг, с которым может столкнуться каждый, потому что ежегодно в нашей стране ему подвержено около 4% населения. Самое неприятное – частые рецидивы, которые достигают 35%.

«Современная хирургия грыж брюшной стенки – это хирургия протезов. К сожалению, без них любое лечение, любая пластика местными тканями будет неэффективна. Мы их используем, потому что, сшивая ткань, не получаем плотного рубца, и мы можем получить рецидив грыжи. Поэтому с середины XX века стали использовать синтетические материалы. До этого использовались другие, в том числе биологические, для того чтобы создать каркас для нарастания собственной соединительной ткани за счёт реакции воспаления, которую провоцирует данный протез. Этот протез объединяет в себе правильную структуру, он связан из нитей, обработанных специальным веществом, которые снижают провокацию реакции воспаления. То есть воспаление получается управляемым, и мы получаем идеальный матрикс для нарастания собственной соединительной ткани, тем самым получаем плотный рубец», — рассказал онколог.

При разработке протеза ученые проводили серию экспериментов в поисках идеального протеза и нашли сетку, которая показала самые лучшие результаты.

Фото: эфир телеканала «Санкт-Петербург»

«Западные аналоги состоят из двух слоев: ячеистая структура, как рыболовная сетка, на ней есть специальная пленка, которая защищает от контакта с органами брюшной полости, мы используем ее для миниинвазивной методики внутрибрюшного размещения. Эта пленка рассасывается, усиливая реакцию воспаления. В нашей разработке мы взяли ячеистую структуру и связали из специальных нитей, которые изначально обработаны антиадгезивным веществом, что можно сравнить с тефлоновой сковородкой, к которой ничего не прилипает. Также эта сетка, к которой не прилипают внутренние органы, дает хорошую интеграцию в брюшную стенку для образование тканной пластины», — отметил Александр Белоусов.

Онколог добавил, что данный протез в клинической практике используется уже с 2023 года сначала.

«То есть, только в нашей клинике уже несколько сотен пациентов. Но мы проводили в прошлом году опрос среди хирургов России, и наш протез оказался самым популярным для миниинвазивной методики», — отметил онколог.