Новый метод анализа пленочных негативов разработали петербургские ученые. Благодаря ему удастся сохранить дошедшие до наших дней фотоматериалы конца XIX — начала XX веков.

Реставратор изучает негативы, которые пролежали в архиве больше века. Это не тот случай, когда время оставляет благородные следы. Пожелтение такого документа — признак его скорой гибели, а это значит, что бесценное свидетельство давно ушедшей эпохи навсегда будет утрачено.

«Эта коллекция очень интересная. Она получается полупрофессиональная, отчасти любительская. Ее автором является Карл Иванович Коссе, он был ветеринарным врачом и работал в царских конюшнях. Здесь негативы, датируемые периодом от 1902 до 1917 годов. И они очень разные, но все очень интересные», — рассказала заместитель генерального директора по научно-методической работе Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО Мария Дынникова.

Разрушение изображений грозит не только фото-коллекции придворного ветеринара. В запасниках российских музеев необъятный архив подобных материалов. Осваивать это наследие предстоит не одному поколению пытливых историков. Если, конечно, получится сохранить оригиналы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Значительная часть фотографических изображений конца XIX — начала XX веков хранится в виде негативов на нитроцеллюлозной основе. И если говорить о собраниях в музеях России, то это огромная часть. С течением времени при несоблюдении условий хранения они очень стремительно деградируют», — отметила заместитель генерального директора по научно-методической работе Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО Мария Дынникова.

Спасти национальный фонд таких негативов поможет новая технология, которую разработали в Петербурге. В деле реставрации, как и у врачей, главное выявить проблему на ранней стадии. Отслеживать первые следы разрушения артефакта, которые еще не видны даже опытному глазу, доверят машине.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Компьютер видит лучше, больше и глубже, чем я. Хотя у меня колоссальный опыт. Эти документы, как правило, хранятся все вместе. Документы, которые уже с какими-то повреждениями нужно отделять от документов, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Это очень важно, потому что при старении нитроплёнка выделяет вредные вещества, которые могут точно также перекинуться и на другие негативы», — объяснила художник-реставратор отдела лабораторно-реставрационных исследований Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО Елена Жилина.

В центре РОСФОТО создали программу, которая разбирает цифровую копию негатива на пиксели и находит мельчайшие изменения цвета там, где их быть не должно. Пострадавший артефакт подлежит срочной консервации. Новый подход упростит работу и хранителям архивов, и внимательным реставраторам, которые вынуждены вручную перебирать и просвечивать в проходящем и отраженном свете каждое изображение. Кроме того, робот поможет определиться с наилучшим способ обработки негатива так, чтобы не возвращаться к нему хотя бы ближайшие полвека.