Петербург – Родина электрического трамвая. В 1895 году 31 января или 19 января, если считать по старому стилю, лед Невы пересекли первые ледовые трамвайчики. В 2025 году отмечают 130-летие со дня этой памятной даты. Об этом сообщили в пресс-службе СПб ГУП «Горэлектротранс».

История ледового трамвая началась с усилий учредителя «Правления Общества финляндского легкого пароходства» Рафаэля фон Гартмана, который обратился в Городскую управу с ходатайством об организации ледового переката.

До обращения Гартмана вагоны отправлялись с одного берега на другой с горок, сооружение которых напоминало деревянные горки, строившиеся для катаний на Масленицу. Движение вагонов осуществлялось за счет инерции, поэтому они просто докатывались до противоположного берега, где их вручную втаскивали.

Гартман предложил инженеру-технологу М.М. Подобедову создать электрическую версию переправы, которая работала бы одновременно с «ручной». Рельсы проложили прямо по льду Невы, протянули контактную сеть, закрепив ее на деревянных столбах-опорах, которые вмораживались в лед. Отмечается, что толщина льда позволяла осуществлять пассажироперевозки, а за время работы ледовых трамваев ни один из них не ушел под лед. Интересно, что они могли разгоняться до 20 км/ч.

Фото: пресс-служба Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта

Первая электрическая железная дорога для ледового трамвая была проведена от Зимнего дворца к Мытнинской набережной. Затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера. Позднее к ним прибавились еще два пути следования: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.

Петербуржцам нравились ледовые трамваи, поскольку зимой они заменяли переправу на пароме и экономили время, так как не нужно было объезжать большие участки города через мосты. Известно, что вместимость одного вагона составляла 20 человек.

Фото: пресс-служба Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта

Ледовый трамвай эксплуатировался до весны 1910 года, успев три сезона параллельно поработать с городским электрическим трамваем, который был запущенным в сентябре 1907 года.