Социологи Санкт-Петербургского государственного университета вместе с коллегами из Высшей школы экономики и Костромского государственного университета провели исследование, чтобы выяснить, кто сильнее других подвержен патологическому шопингу. В опросе, подготовленном учёными, приняли участие больше пятисот человек. О результатах работы исследователей 28 января рассказали в пресс-службе СПбГУ.

В выборку вошли совершеннолетние мужчины и женщины с разным уровнем образования и доходов из областных центров, городов-мегаполисов, районных центров и Москвы. Участникам анкетирования нужно было ответить на вопросы об уровне стресса, наличии депрессии, отношении к деньгам и степени тревожности по поводу материального положения. А ещё в опроснике была шкала навязчивых покупок, с помощью которой определяют покупательское поведение — раньше такая методика применялась только за границей, теперь же она адаптирована для русскоязычной аудитории.

Исследователи выяснили, что степень шопоголизма связана с особенностями пола и возраста. Так, женщины чаще покупают что-то, что им не нужно, а мужчины реже получают удовольствие от покупок. Люди постарше реже испытывают желание ходить по магазинам и тратить деньги, когда на это нет ни времени, ни финансовых возможностей. Кроме того, представители старшего поколения реже приобретают вещи в ситуации, когда им ничего не нужно.

Учёные также установили, что патологический шопинг связан с отношением к деньгам. К компульсивным покупкам оказались более склонны люди с повышенным уровнем беспокойства по поводу своего достатка, а также те, кто привык пользоваться финансами как инструментом влияния на других, и те, для кого деньги — показатель успеха. А вот люди, которые считают свои доходы высокими, меньше подвержены зависимости от шопинга.

Шокоголизм, или компульсивные покупки — зависимость, известная учёным с 80-х годов. Шопоголизм может негативно сказываться на жизни людей. Шопоголики страдают от навязчивых мыслей о покупках, тратят много денег на ненужные вещи, даже несмотря на финансовые трудности. Они могут легко брать займы на покупки, нередко обрастают долгами, а иногда даже способны пойти на преступление, чтобы получить желаемое. Важная отличительная черта компульсивного шопинга — покупка приносит недолгое удовольствие, а потом обязательно следует чувство вины за трату денег и невозможность остановиться.