Недавние испытания космического корабля Starship завершились аварией, которые стали потенциально опасной не только для наземных служб, но и для авиации. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт рассказал о возможных последствиях инцидента.
17 января 2025 года во время седьмого испытания Starship, системы, предназначенной для пилотируемых полетов на Марс, ракета Super Heavy успешно подняла корабль в космос и вернулась на Землю. Но на второй ступени полета, через несколько минут после старта, корабль разрушился, и обломки оказались за пределами разрешенной воздушной зоны. Из-за этого летевшим в окрестностях самолетам пришлось замедлиться, а затем их перенаправили «в обход».
«Факт возникновения такой ситуации вызывает удивление, так как во время запусков космических аппаратов авиарейсы на этой траектории обычно не проводятся», — заявил Эйсмонт.
Эксперт подчеркнул опасность осколков, которые остались в воздухе, добавив: «Даже самый маленький осколок может быть смертельным для самолета. Это намного хуже, чем столкновение с птицей».
По словам ученого, данный инцидент демонстрирует серьезный промах со стороны FAA (Федерального авиационного агентства США). «Как они это не учли, непонятно. Требует специального расследования вопрос, как это в принципе могло произойти», — отметил он.
В социальных сетях распространились зрелищные видео, которые напоминают метеоритный дождь, показывающие, как обломки Starship сгорают в атмосфере. После аварии сообщалось, что несгоревшие части могли упасть на побережье Пуэрто-Рико и Доминиканской Республики.
Некоторые обломки, по словам Эйсмонта, могут быть довольно массивными. Например, камера сгорания каждого ракетного двигателя весит менее тонны, а как нетрудно догадаться, она выдерживает практически любое горение. «После этой аварии последует серьезное разбирательство», — уверен исследователь.
Эйсмонт также отмечает, что невозможно ожидать от SpaceX продолжения запусков по графику из-за данного инцидента. «Маск утверждает, что перерывов не будет, но, скорее всего, они будут», — сказал он.
Что касается причины аварии, то глава SpaceX рассказал, что причиной стала утечка топлива в части двигательной системы, где предусмотрено сбрасывающее отверстие излишков топлива. Однако давление оказалось таким высоким, что оно привело к взрыву.
«Протечка — это совершенно недопустимо для уже отработанного изделия. Это элементарная ошибка», — заявил Натан Эйсмонт.
Тем не менее специалист ИКИ РАН отметил, что Маску удалось добиться впечатляющих результатов, и существует высокая вероятность увидеть первый пилотируемый полет на Марс к 2030 году. Об этом сообщает Life.ru.
Ранее телеканал «Санкт-Петербург» сообщал, что в Роскосмосе рассказали, как развивался космодром Восточный в 2024 году.