Ко Дню Святого Георгия в Эрмитаже открылись новые залы постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Генеральный директор музея Михаил Пиотровский провел экскурсию для губернатора Александра Беглова. Рассказал о развитии науки и живописи в период царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Пожалуй, все экспонаты галереи Петра Великого точно показывают, что европейские мастера, конечно, хороши, но и русские не хуже. Все предметы выполнены отечественными умельцами. Как этот ковер с экзотическими животными. Стиль шпалеры индийский, а вот родом она с берегов Невы.
— Сами ковры индийской серии, подаренные Петру, не сохранились. Но сохранились работы на императорской шпалерной мануфактуре. И вот здесь есть подпись: «В Санкт-Петербурге, 1757 год.
А эти деревянные макеты с точки зрения живописи ценности не представляют, но музейщики говорят — чудо, что они вообще сохранились. Ими владельцы усадеб разыгрывали своих гостей. В темных помещениях казалось, что фигуры живые, и гости перед ними кланялись и даже пытались вести беседы. Вот такой он, юмор XVIII века. «Одурачить» зрителя пытались и в «картинах-обманках», когда плоское изображалось объёмным, а неживое — живым. Впрочем, под деревянной полкой скрывается никто иной, как сам Пётр Первый.
«Видимо, это был неудачный портрет Петра Первого. Этот холст загрунтовали, закрыли это изображение Петра, поверх он написал картину-обманку, а с годами нижний слой стал проступать, и если очень хорошо присматриваться, то мы увидим изображение Петра. Мы видим голову, усы, плечи, шар,ф и вот на нас смотрит Пётр Первый», — сказала Наталья Бахарева, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Это так называемая «усадебная» или «наивная» живопись, когда упражняться в написании картин или вышивании стелярусом было модно. Толчок к развитию русская культура, как отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, получила именно в период правления женщин — Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, которые, как известно, были рьяными последовательницами Петра.
Галерея Петра Великого, которая создается при поддержке «Газпрома», пополнилась сразу тремя залами. Причём тот, который посвящен Ломоносову, открывают уже дважды. В этом году коллекцию мозаичных панно, которые ученый сделал своими руками, пополнили новые научные предметы.
Канонические приборы эпохи просвещения. Многие из них до сих пор работают. Как эти солнечные часы — по солнцу, с помощью компаса и шкале широт они и сегодня показывают точное время. XVIII век характерен тем, что наукой занимаются не только ученые, но и представители дворянского сословия. Даже здесь, в бывших царских опочивальнях, свои первые опыты со статическим электричеством ставил будущий император Павел Первый.
В следующем году откроют последний зал «Галереи Петра Великого». Там разместят изделия из стекла, серебра и олова, а также покажут коллекции виноградовского фарфора.