Хранитель традиций одного из величайших музеев мира. Директор государственного Эрмитажа, почетный гражданин Петербурга, выдающийся востоковед Михаил Пиотровский сегодня отмечает 80-летие. Ученого с мировым именем президент Владимир Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Поздравление с юбилеем направил губернатор Александр Беглов. Он отметил, под руководством Михаила Пиотровского Эрмитаж открыл новые масштабные экспозиции, в том числе в историческом здании Главного штаба. Построен уникальный  реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне. Открыты филиалы в других городах. Более тридцати лет Михаил Пиотровский возглавляете Государственный Эрмитаж.

Неизменно аристократичный, сдержанный, элегантный. И в свои 80 лет Михаил Пиотровский не сбавляет темп: встречи, интервью, доклады, выставки. Вот уже 32 года он — хранитель коллекции главного музея страны.

«Мы сделали Эрмитаж снова великим. Потому что в начале 90-х про Эрмитаж писали столько гадостей, что наши, что иностранные СМИ. Всем казалось, что это такой замшелый музей. Ничего там с ним не происходит. И мы просто начали рассказывать, что это за такой «замшелый музей», что это один из величайших музеев мира», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский.

Сам себя Михаил Борисович называет «кризисным менеджером». Занять пост директора Эрмитажа ему предложили в тяжелое время, в начале 90-х. Денег от продажи билетов едва хватало на зарплаты сотрудников. Заработать можно было, сдавая залы в аренду под корпоративы или приемы, но Пиотровский эту идею решительно отверг. Добился, чтобы музей получил отдельную строку в  бюджете страны.  

«Это было вообще мероприятие решительное. Мы попросили Президента принять Эрмитаж под свое покровительство. Вот что мы сделали. Объясняя тем, что Эрмитаж — особое совершенно учреждение. Он — хранилище национальной памяти . Это сразу тогда вызвало очень большое неудовольствие руководящих бюрократов, они привыкли делить деньги, а тут отдельные деньги Эрмитаж сам может запрашивать», — поделился воспоминаниями юбиляр.

О том, что будет археологом, как родители, маленький Микаэл — такое имя Пиотровский получил при рождении — знал с детства.

Каждое лето проводил с ними на раскопках. С отличием окончил Восточный факультет Ленинградского университета, причем выбрал арабскую филологию — конкурс там был самым высоким. Почти четверть века трудился в Институте Востоковедения, где прошел путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника.

Об этой Советско-Йеменской экспедиции арабист Ефим Резван обязательно рассказывает всем своим студентам.

Это пример мужества, смелости и силы воли настоящих ученых. Михаил Пиотровский и его учитель Петр Грязневич прошли пешком 250 километров по пустыне, чтобы доказать: древний торговый путь, нарисованный еще на картах Птолемея, действительно существовал. Ботинки Грязневича не выдержали такого путешествия. Кровавые мозоли пришлось прижигать каленым железом.  

«Представьте, что черная каменная пустыня на протяжении многих часов накаляется, там яйцо разбил, оно тут же пожарится, и вот считай, что ты идешь по сковородке. Это объективная реальность. Они прошли, они добыли этот опыт уникальный. Невозможно остановиться, даже если ты там плохо себя чувствуешь, больной. Но если перед тобой некое открытие в двух шагах, ты доползешь туда, чтобы все-таки вниз заглянуть и понять, чего там. Потому что к этому шел полжизни», — рассказал заместитель директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, доктор исторических наук, профессор, арабист, исламовед Ефим Резван.

Тогда Михаил Борисович не думал, что бедуинские тропы когда-нибудь сменит на анфилады Эрмитажа. Хотя, можно сказать, вырос в Зимнем дворце. Его отец Борис Борисович Пиотровский проработал в музее почти всю жизнь.

Уже после его смерти Михаила Борисовича пригласили в Эрмитаж заместителем директора по научной работе. Еще через год предложили возглавить музей. Позже Пиотровский скажет: на этом посту воплощал в жизнь идеи своего отца и его единомышленников.

Так Государственный Эрмитаж превратился в отдельную вселенную со своими спутниками — филиалами по всей стране и за рубежом.

«Здесь важно отметить умение, искусство переговорщика, которое у Михаила Борисовича есть, это очень важный элемент, потому что многие вещи решались в ходе очень сложных переговоров с теми или иными партнерами. Находить нужные решения, нужную тональность — это большое искусство», — подчеркнул государственный герольдмейстер, председатель Геральдического совета при президенте РФ, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов.

Ученый с мировым именем и непререкаемым авторитетом. Пиотровский выступил за восстановление древней Пальмиры и защитил эрмитажную коллекцию импрессионистов, когда прозвучало предложение передать полотна в Москву.  

«Наша позиция: музеи должны быть неприкосновенны. Вот они сложились, они должны быть такие, какие они есть. Желающих отщипнуть кусочек, грабить награбленное, в стране очень много, и сегодня тоже», — подчеркнул Михаил Пиотровский.

Не меньший резонанс вызывали и выставки современного искусства в самом музее. Против инсталляции бельгийского художника Яна Фабра с чучелами животных выступили зоозащитники, а экспозицию братьев Чепменов «Конец веселья» по заявлению возмущенных граждан прокуратура проверяла на экстремизм.

Тем не менее Эрмитаж продолжил показывать новое и актуальное. Даже стал главной площадкой «Манифесты» — европейской биеннале современного искусства. Эрмитаж и сегодня задает музейную моду, активно внедряя цифровые технологии. При этом тут сохраняют главное — бесценные экспонаты и особую атмосферу, присущую только главному музею страны.