Свои поздравления направили спикер совета федерации Валентина Матвиенко и губернатор Александр Беглов. Глава города отметил, Эрмитаж притягивает людей со всего мира, ведет активную научную и просветительскую деятельность, открывает филиалы в разных регионах страны.
Особые слова благодарности губернатор выразил всем хранителям, научным сотрудникам и экскурсоводам.
История Эрмитажа как музея началась с покупки Екатериной Великой 225 полотен Западно-Европейских живописцев. Большинство из этих шедевров и сейчас, в XXI веке, доступны посетителям.
По сути коллекция досталась русской императрице в счет долга. Прусский коммерсант Иоганн Эрнест Гоцковский обанкротился и расплатился с монаршим кредитором предметами искусства. В итоге в Петербург привезли 317 живописных полотен. Почти треть из них без описания. Но фамилии атрибутированных авторов впечатляют — Тициан, Рафаэль, Рубенс, Йорданс, Ван Дейк.
«Приобретение коллекции Гоцковского было жестом, как и всё. Это было скандалом. Вот, мы недавно написали книжку «Культура как скандал». Коллекция Гоцковских собиралась для Фридриха Великого. Но случилась война с Россией. У него нет денег купить эту коллекцию. Потому что нужно выбрать: либо фарфоровую мануфактуру сохранить, либо купить картины. Конечно, лучшие вещи из коллекции Гоцковского есть. И самое главное, первые вещи висят у нас в Овальном зале», — рассказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Коллекция постепенно пополнялась, создавая современное ожерелье шедевров Эрмитажа. Полотно «Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса, написанное в первой четверти XVII века, Екатерина Великая приобрела в 1769 году вместе с собранием дрезденского графа Генриха фон Брюлля. Взгляд художника на классический сюжет. Где любовь побеждает войну.
«Персей-триумфатор, путти помогают ему разоружиться, забирают щит и меч. Практически всегда, когда существовал публичный музей, это произведение Питера Пауля Рубенса было доступно публике. Но и сейчас эта жемчужина, конечно, постоянно присутствует в экспозиции и, как многие ключевые шедевры, не покидает пределов Эрмитажа», — отметил младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.
Тот же Рубенс, но совсем иной жанр. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». В Северную столицу картина попала в 1772 году из парижской коллекции семьи Кроза.

«На этой вещи, которая названа «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», мы видим такой фантазийный портрет его рано умершей дочери. Это такая лирическая работа, где Рубенс обращается к облику потерянного ребенка. Девочка умерла в двенадцатилетнем возрасте», — рассказал младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.
Переходим в соседний зал. Живопись на религиозный сюжет. Антонис ван Дейк, его картина «Отдых на пути в Египет», которую также называют «Мадонна с куропатками». Эти птицы считались символом грехопадения. Автор полотна изобразил, как они улетают, завидев святое семейство. В имперскую столицу шедевр привезли в 1779 году из Англии.

«Это произведение также поступило из коллекции, купленной Екатериной Великой. Это коллекция английского премьер-министра Роберта Уолпола. Хочется, чтобы эта прекрасная эрмитажная традиция продолжалась, и Эрмитаж с гордостью нес звание главного музея страны», — добавил младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.