Свои поздравления направили спикер совета федерации Валентина Матвиенко и губернатор Александр Беглов. Глава города отметил, Эрмитаж притягивает людей со всего мира, ведет активную научную и просветительскую деятельность, открывает филиалы в разных регионах страны.

Особые слова благодарности губернатор выразил всем  хранителям, научным сотрудникам и экскурсоводам.

История Эрмитажа как музея началась с покупки Екатериной Великой 225 полотен Западно-Европейских живописцев. Большинство из этих шедевров и сейчас, в XXI веке, доступны посетителям.

По сути коллекция досталась русской императрице в счет долга. Прусский коммерсант Иоганн Эрнест Гоцковский обанкротился и расплатился с монаршим кредитором предметами искусства. В итоге в Петербург привезли  317 живописных полотен. Почти треть из них без описания. Но фамилии атрибутированных авторов впечатляют  —  Тициан, Рафаэль, Рубенс, Йорданс, Ван Дейк.

  «Приобретение коллекции Гоцковского было жестом, как и всё. Это было скандалом. Вот, мы недавно написали книжку «Культура как скандал». Коллекция Гоцковских собиралась для Фридриха Великого. Но случилась война с Россией. У него нет денег купить эту коллекцию. Потому что нужно выбрать: либо фарфоровую мануфактуру сохранить, либо купить картины. Конечно, лучшие вещи из коллекции Гоцковского есть. И самое главное, первые вещи висят у нас в Овальном зале», — рассказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Коллекция постепенно пополнялась, создавая современное ожерелье шедевров Эрмитажа. Полотно «Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса, написанное в первой четверти XVII века, Екатерина Великая приобрела в 1769 году вместе с собранием дрезденского графа Генриха фон Брюлля. Взгляд художника на классический сюжет. Где любовь побеждает войну.

«Персей-триумфатор, путти помогают ему разоружиться, забирают щит и меч. Практически всегда, когда существовал публичный музей, это произведение Питера Пауля Рубенса было доступно публике. Но и сейчас эта жемчужина, конечно, постоянно присутствует в экспозиции и, как многие ключевые шедевры, не покидает пределов Эрмитажа», — отметил младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.

Тот же Рубенс, но совсем иной жанр. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». В Северную столицу картина попала в 1772 году из парижской коллекции семьи Кроза.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«На этой вещи, которая названа «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», мы видим такой фантазийный портрет его рано умершей дочери. Это такая лирическая работа, где Рубенс обращается к облику потерянного ребенка. Девочка умерла в двенадцатилетнем возрасте», — рассказал младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.

Переходим в соседний зал. Живопись на религиозный сюжет. Антонис ван Дейк, его картина «Отдых на пути в Египет», которую также называют «Мадонна с куропатками». Эти птицы считались символом грехопадения. Автор полотна изобразил, как они улетают, завидев святое семейство. В имперскую столицу шедевр привезли в 1779 году из Англии.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Это произведение также поступило из коллекции, купленной Екатериной Великой. Это коллекция английского премьер-министра Роберта Уолпола. Хочется, чтобы эта прекрасная эрмитажная традиция продолжалась, и Эрмитаж с гордостью нес звание главного музея страны», — добавил младший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Владислав Статкевич.