Заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин сегодня сообщил о завершении реставрационных работ в здании Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Он подчеркнул, что эту большую и сложную работу удалось завершить на год раньше запланированного срока.

Работы проводились в рамках комплексной госпрограммы «Строительство», которую курирует Минстрой России. На всех этапах они велись по согласованию и под контролем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

«Консерватория — очень важный, знаковый объект для нашего города, первое высшее музыкальное учебное заведение страны. Мы благодарны Президенту России Владимиру Путину и федеральному правительству за внимание к Петербургу и сохранению его исторического наследия. Работы в Консерватории завершены на год раньше срока. Открытие планируется в 2025 году. Хочу выразить благодарность также строителям — в последние месяцы на объекте трудились более 1 тысячи лучших специалистов. Перед ними стояла непростая задача — вернуть зданию исторический облик. Результаты их усилий, надеюсь, уже в следующем году смогут оценить петербуржцы и гости города», — отметил губернатор Александр Беглов.

Он напомнил, что сохранение исторического наследия и поддержка культуры — один из десяти приоритетов развития города, а Санкт-Петербургская консерватория находится в ряду крупнейших исторических центров мирового музыкального образования. Ее окончили Чайковский, Прокофьев, Шостакович, многие другие прославленные композиторы и музыканты.

В ходе реставрации зданию вернули исторический светло-бежевый оттенок. За счёт установки светопрозрачных куполов из стекла и алюминия во внутренних дворах удалось увеличить полезную площадь здания почти до 32 тыс. кв. метров. А сами дворы теперь стали круглогодичными общественными пространствами. Все элементы, включая лепнину, живопись, плитку, отделку, фасады, двери, окна, привели в соответствие изначально заложенным решениям.

Отреставрирован также корпус органа в Малом зале им. Глазунова. Сохранены элементы деревянной акустики конца XIX века и восстановлен лепной декор. Помимо этого реставраторы очистили и восстановили гипсовые украшения на стенах зала, деревянные балконы и живопись на потолочных плафонах.

Одними из наиболее сложных были работы в Домовой церкви. В конце XIX века художники Андрей Рябушкин и Василий Беляев создавали росписи храма Консерватории по мотивам росписи церквей XVI–XVII веков. В 1920-х годах эти произведения искусства оказались под многочисленными слоями штукатурки и обоев. Специалистам удалось освободить росписи от наслоений. Современные поколения петербуржцев впервые увидят Домовую церковь в первозданном виде.

С помощью металлоконструкций строители усилили каркас Большого зала имени Рубинштейна. Завершили монтаж оборудования механизации сцены, света и звука весом более 200 тонн. Форму зала изменили с прямоугольной на подковообразную — это улучшит акустику. В любой точке зала, рассчитанного на 1100 зрителей, музыка будет слышна одинаково хорошо. Таким образом, итогом масштабной реконструкции Консерватории помимо восстановления исторического облика станет появление одной из крупнейших в России театральных площадок с технологиями переменной акустики.

Благодаря поддержке федерального центра ранее в Петербурге были восстановлены Александровский дворец в ГМЗ «Царское Село», павильон «Три грации», Храм дружбы, Елизаветин павильон в ГМЗ «Павловск», Верхний сад в ГМЗ «Петергоф», Морской собор в Кронштадте, часть объектов Александро-Невской Лавры. Масштабные работы проведены в Ломоносове и Стрельне. Возвращаются к жизни кронштадтские форты — Кроншлот, Петр I, Александр I, которые вместе с Музейно-историческим парком «Остров фортов» стали значимыми объектами новой туристской географии Петербурга.

Помощь президента и правительства России, а также высокий уровень ленинградской-петербургской реставрационной школы позволяют браться за все более сложные задачи по восстановлению памятников культурного наследия — таких, например, как Императорский Царскосельский вокзал.

В пoследнее время в Петербурге ускoрены темпы реставрации истoрических зданий и сooружений за счет гoрoдскoгo бюджета. Капитальнo oтреставрирoван oбелиск «Румянцева пoбедам». Пoлным хoдoм идет рекoнструкция Музыкальнoгo театра имени Шаляпина. Причем как oснoвнoй сцены в Александрoвскoм парке, так и нoвoй плoщадки на Английскoй набережнoй. В 2025 гoду будет завершен ремoнт Театра балета имени Якoбсoна на улице Маякoвскoгo.
Закoнчена реставрация Мoскoвских триумфальных вoрoт. В 2024 гoду Петербург приступил к масштабнoй реставрации фасадoв Невскoгo прoспекта. Прoграмма рассчитана на четыре гoда.
В реставрируемoм сейчас Дoме Пашкoва на Литейнoм прoспекте пo решению Александра Беглoва разместился Санкт-Петербургский Дoм реставратoра.

За счет инвестoра планируется реставрация Кoнюшеннoгo ведoмства. В настoящее время прoвoдится oбследoвание здания, разрабатывается прoект реставрации и приспoсoбления егo для сoвременнoгo испoльзoвания.