Не чудо ли, что нескончаемой новогодней сказкой из поколения в поколение остаётся традиция наряжать ёлку? В каждой семье наверняка есть ёлочные украшения, которые, появляясь из коробки, осыпают не только серебром и золотом, но и тёплыми воспоминаниями. Именно в этом их главная ценность. Хотя справедливости ради, надо сказать, что любовь к винтажным вещам в наше время дорастила стоимость, например, некоторых советских ёлочных игрушек до сотен тысяч рублей.

Правда, попадая в чужие руки, стеклянные шары, деревянные щелкунчики или фигурки животных из папье-маше теряют способность говорить. А между тем, мы совершенно точно знаем, что они умеют рассказывать потрясающие истории. Надо только прислушаться.

Не «Кошкин дом», а «Кошкина ёлка». На ней, как в детской пьесе Маршака, целый зоопарк. Герои будто только из-под кисти художника Юрия Васнецова – того самого, кто нарисовал «Краденое солнце» и «Конька-горбунка». Его дело продолжает внучка — по книжным иллюстрациям Мария создает ёлочные игрушки.

«Они просто один в один. Вот этот знаменитый кот с булочкой, все его знают, один из самых любимых персонажей. Совсем не все мастера могут повторить именно художественное произведение, которое плоское на бумаге. Это же нужно со всех сторон его представить», – рассказала внучка художника Юрия Васнецова Мария Васнецова.

И дедушка наверняка бы остался доволен. Фантазер и выдумщик в искусстве, он легко находил волшебство и в жизни — ночь новогоднюю превращал в карнавальную.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Мы всегда танцевали дома, хотя места было не много. Бабушка была балериной, дед был в костюме жокея. Сам расписывал сюртук, у него был такой хлыст», – рассказала внучка художника Юрия Васнецова Мария Васнецова.

Вообще традиция отмечать Новый год вернулась в 35-м году. Тогда в газетах объявили: «Устроим хорошую ёлку!».В ход пошли подручные средства. Игрушки делали из всего подряд: ваты, проволоки и даже списанных лампочек завода «Светлана». Там работали родители декоратора Маши Гончаровой.

«Эта серия удивительно разрослась в такие маленькие шары, которые у меня здесь представлены. Сложно представить, что это лампочка, но это действительно была лампочка, а сейчас это китайский фонарик. Самая, конечно, редкая форма, когда гирлянда из них собрана и она светится, но у нас такого нет, у нас остались только эти шарики в семье», – рассказала декоратор, дизайнер, коллекционер, куратор художественных проектов Маша Гончарова.

Украшения из заводского брака давно в прошлом. Сегодня стеклянные игрушки производят вручную. На фабриках нет сезонности — работают круглый год, а новогоднюю елку даже не разбирают.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Когда мы придумываем елочную игрушку, сначала мы отрисовываем ее от руки, просто на листе бумаги, а уже затем переносим в проекцию, затем выращиваем ее на 3D-принтере, вот здесь без робототехники уже не обойтись, а дальше всё снова возвращается к ручному труду», – рассказала генеральный директор фабрики «Ленигрушка» Валерия Старченко.

При температуре до семисот градусов стекло тянется, как карамель. Тут же его отправляют в формочку-«вафельницу» – и за пару секунд превращают, например, в снеговика. За день мастер выдувает двести игрушек – безупречная, но очень хрупкая красота.

«Это факт, стекло здесь бьется, стекло здесь лопается. Моторика рук – очень важная составляющая. То есть надо привыкать. В первый же день, неделя, даже месяц – все валится из рук. А еще пламя, горелка, огонь, большие температуры. Со временем привыкаешь», – рассказал стеклодув Вячеслав Васильев.

Никаких сказок – только законы физики. Чтобы стекло засияло, его «серебрят» изнутри. Затем вырисовывают, например, стрелки часов, застывшие за 5 минут до полуночи. При всем многообразии современных форм, из моды не выходят советские образы. Настоящий культурный феномен.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Елочная игрушка может рассказать любую историю. И даже историю страны. Начинается кукурузная кампания Хрущева – на елке появляются стеклянные початки. Гагарин летит в космос – в магазинах скупают фигурки ракет и дирижаблей. В Москве проводят Летние Олимпийские игры – и уже зимой выпускают елочных мишек.

Так игрушка становится не просто украшением – приметой времени. За одну такую сегодня просят целое состояние. Интернет пестрит объявлениями — советский елочный шар продают за миллионы. Цена музейного экспоната. И она полностью оправдана — объясняют в Эрмитаже.

«Любая советская игрушка является ценной, потому что уже прошел тот период. Если говорить о цене, то она формируется по разным параметрам: насколько это был единичный экземпляр, авторская работа, или это тиражные предметы, которые из года в год повторялись», – отметила старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова.

И если игрушки, как зеркало, отражают эпоху, то по каким из них будут говорить про наше время? Новые ёлочные экспонаты в Зимнем дворце собирают уже восемь лет. В конкурсе для детей конкуренция совсем не детская — из двух тысяч работ выбирают не больше двадцати.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Я приходила после музыкальной школы и начинала делать вечером. Лепила из ваты, основная игрушка сделана из ваты, и также с добавлением полимерной глины», – рассказала участница конкурса «Создай экспонат для Эрмитажа» Зарина Глотова.

«Ёлочная игрушка — это для меня в первую очередь ассоциация с ёлкой, а ёлка — это Новый год. Следовательно, без ёлочной игрушки Новый год отменяется», – рассказал участник конкурса «Создай экспонат для Эрмитажа» Павел Святкин.

За 2025-й можно не волноваться. Чтобы создать эрмитажного кота или повторить часы «Павлин», нужна вся семья. В этом и есть магия елочной игрушки — она объединяет. А еще хранит воспоминания, возвращает в детство и помогает так просто верить в новогоднее чудо.