Зрелый возраст. 30-летие в этом году отмечает петербургский парламент. Он был образован по указу президента в 1994 году и, как принято излагать в официальных юбилейных публикациях, стал преемником традиций Петроградского – Ленинградского – Санкт-Петербургского Совета депутатов трудящихся.
Гладкая и вполне правдивая формулировка. Впрочем, тем, кто застал 90-е не надо объяснять, насколько бушующим было то время. Неспокойным, волнительным и где-то даже остросюжетным было и рождение нового петербургского парламента. Это скорее про эмоции. Про факты — на плечи первых депутатов легли сложнейшие задачи формирования законодательной базы. Принятие главного городского закона — устава, о чем нынешние народные избранники вспоминают с благодарностью, а некоторые с ноткой ностальгии.
Здание парламента сегодня — это смесь эпох. Мариинский дворец, построенный по проекту Штакеншнейдера, названный в честь дочери Николая первого — в царское время здесь был Госсовет, после революции временное правительство, затем Верховный совет народного хозяйства, с 1945 года — Ленсовет, с 1994 — Законодательное собрание. Архитектурно он остался дворцом, хотя и символы советской эпохи на фасаде остались. Внутри — настоящее законодательной деятельности Петербурга и, конечно, истории и легенды прошлого.
Выборы первого созыва петербургского парламента длились полгода — 25 депутатов избрали весной, остальные кандидаты не прошли из-за низкой явки, осенью были довыборы — в итоге 50 парламентариев. Это был не профессиональный орган власти. Депутаты собирались после основной работы, поэтому и день для пленарок выбирали долго — в итоге среда устроила всех в депутатской среде. Затем спорили о названии.
«И Дума, и Сенат, и Городское собрание. Мы решили, что нет. Надо подчеркнуть, что мы занимаемся законодательством, а не просто собрались и рассуждаем. Так складывалась наша жизнь, что в среду не было никаких там заседаний кафедр и так далее и выяснилось, что у других также среда удобный день. И вот 25 человек собирались, затем подключились остальные и мы внесли это в регламент», — сказал депутат Законодательного собрания I, II, III, VI, VII созывов Михаил Амосов.
Это сейчас известно, что любой документ проходит три чтения, есть понятие депутатских запросов, федеральных инициатив — тогда правил не было. Главный итог работы первого созыва — Устав Санкт-Петербурга, как раз те самые правила. Городская конституция, в которой прописано, какой орган госвласти за что отвечает, кто разрабатывает законопроекты и кто их вносит, и даже где хранится документ. Но 25 лет назад устав принимался если не с боем, то как минимум под большим давлением, вспоминает депутат Алексей Ливеровский.
«Зная регламент, я могу провести любое решение. И зная регламент, мы провели устав. Хотя на нас накинулись все, СМИ писали, что это унизительно для исполнительной власти. Возникли попытки снять председателя ЗакСа Кравцова», — рассказал депутат Законодательного собрания первого созыва Алексей Ливеровский.
Депутаты вспоминают, что атмосфера в Мариинском дворце соответствовала эпохе, все было весьма мрачным и требующим реставрации. По-настоящему этим занялись уже в 21 веке — Помпейский коридор, Ротонда, Большой и Малый Залы — все обрели новую жизнь. Во время ремонта обнаруживались интересные документы.
«Эти документы играют важную роль в истории дворца. Знали, что в 80-х годах тут был Госсовет, а вот где была канцелярия по принятию прошений на высочайшее имя было непонятно, а вот найденные документы говорят, что здесь она и располагалась», — отметил смотритель Мариинского дворца Дмитрий Юрченко.
В Ленсовете было 400 народных избранников, новый парламент рассчитывали увеличить с 50 до 100, но в итоге от идеи отказались. Никаких компьютеров, конечно, не было — столы были не первой свежести, слегка напоминали парты.
Депутат Законодательного собрания I, V созывов Алексей Воронцов рассказывает, что проблемы были везде одинаковые — нехватка финансов. Наука, культура — это все оказалось ненужным. Рыночная экономика начального этапа была беспощадной. Например, закрывались профессиональные учебные заведения.
«Решили закрыть 30 учебных заведений профтехобразования под видом оптимизации. И Законодательное Собрание, наша комиссия, создала координационный совет с авторитетными людьми и мы в полном смысле спасли систему профтехобразования», — поделился депутат Законодательного собрания I, V созывов Алексей Воронцов.
Петербургский парламент изначально был самым популярным в России, полосы газет или новостные ленты интернета в любое время рассказывали о депутатах Северной столицы. Политологи поясняют, что 80 процентов всех документов в парламенте — это приведение регионального законодательства к федеральному. Есть еще региональный блок и депутатские инициативы и вот V созыв в этом смысле выделялся. Виталий Милонов боролся с разными пропагандами, кому-то мешали шумные ежики, не рекомендовалось пугать избирателей и концом света, который грозил наступить в 2012 году.
«2012 год — там это же прекрасное время, прошли финансовый кризис, внешних конфликтов почти нет. Лавров и Штайнмайер обсуждают Безвизовый режим в ЕС, страна развивается вроде, красивое позитивное будущее, давайте займемся чем-то веселым», — отметил политолог Дмитрий Солонников.
Виталий Милонов, сегодня депутат уже Государственной думы, рассказывает, что то время, конечно, вызывает ностальгию, как что-то яркое, когда и сам был моложе. О карьере федерального политика, кстати, тогда не задумывался, да и вообще переезд дался непросто.
«Конечно, скучаю, а кто не скучает, не знаю даже. И вообще особенно первый созыв был очень сложным, переезд в холодную Москву после родного теплого Петербурга дался очень тяжело», — сказал депутат Законодательного собрания 4 и 5 созывов Виталий Милонов.
Здание парламента остается, конечно, и достопримечательностью для туристов — да и молодожены часто фотографируются на фоне колонн. Они едут прямиком из ЗАГСа в ЗакС, но вряд ли в серьез задумываются об этой игре слов.