Вручную накопать историю. Добровольцы трудятся вместе с профессиональными археологами: сейчас «докопались» уже до XII века — самого «грамотоносного». Улов впечатляющий — на Троицком раскопе обнаружено больше полусотни берестяных грамот и десятки необычных предметов быта средневековых новгородцев.

Хасля Лия — смесь хаски и лайки, собака бодро несется вместе со своей хозяйкой, руководителем библиотеки, мимо медиапанелей и онлайн помощников.  В этом центре современные технологии соседствуют со стариной.

В глубины истории Викторию тянуло с юных лет, она увлекалась археологией и зачитывалась книгами о новгородских раскопках. В этом году в одном из литературных чатов руководитель библиотеки увидела  клич археологов Великого Новгорода: на раскопе не хватает рук, а грядущая стройка уничтожит культурный слой.  Виктория на время бросила мужа и детей, схватила хаслю и рванула на помощь.

Ночи — в палатке у озера Ильмень, дни — по колено в грязи.  Каждый доброволец получает участок 2 на 2 метра и руками снимает слой в 10 сантиметров.   

«Мы брали орешки — скорлупу, ее тоже нужно кидать, люди считают сколько они ели, голодный или неголодный год был, даже такие вещи важны, если грецкие — значит зажиточная семья была, их покупали», — рассказала руководитель библиотечно-культурного центра «НОТА» Красногвардейского района Виктория Курачева.

Троицкий раскоп как  портал в прошлое. Здесь  раскрыт уже целый квартал средневекового города.   Внешне ровный пласт земли для археологов оживает и становится 5D-проекцией. Много глины — значит была печка, янтарная бусинка, значит, на ней могла отдыхать зажиточная барышня. Как детективы добровольцы вместе с археологами восстанавливают историю жизни и привычки семей из прошлого.

«Я нашла в полной сохранности в Новгороде ловили рыбу очень интересно, они ходили как бухали по воде, создавая определенный звук и приманивая рыбу и вот этот элемент я нашла полностью сохранный, его прямо сейчас бери и выставляй в музей. После этого процесса ты по-другому ходишь в музеи. Как ты раньше подходил к бересте, посмотрел, ушел. А сейчас смотришь уже — береста с троицкого раскопа — о, это с нашего», — отметила руководитель библиотечно-культурного центра «НОТА» Красногвардейского района Виктория Курачева.

На красной стреле влетает в Северную столицу организатор добровольческого движения копателей — Марцис Гасунс. По пути между Москвой и раскопом ученый  успевает забежать в редакцию телеканала «Санкт-Петербург», чтобы похвастаться находками. Родился под Ригой — пригодился — под Великим Новгородом. Марцис приглашает и координирует добровольцев, среди них петербуржцы и жители всей России, они приезжают кто на пару дней, кто — на месяцы.  

«Я сперва думал, что поедут мужики 30 — 40 плюс и я был удивлен, когда оказалось, что наши девушки они самые отчаянные, они видят, что какой-то кусок истории может случайно оказаться на отвале. Они это ведро толком поднять не могут, но они хотят , приезжают, перебирают. Наши женщины — они самые сильные », — рассказал  кандидат филологических наук, организатор добровольческого движения на Троицком раскопе Марцис Гасунс.

Цель амбициозная — докопать до материка и раскрыть все тайны культурного слоя. Раскоп работает до сильных морозов, самые смелые и отчаянные искатели приключений и сокровищ еще успеют присоединиться.