Десять приоритетов определят жизнь Дальнего Востока до 2030 года. Среди них - развитие транспортных коридоров и инвестиционного сотрудничества, цифровизация и технологическое лидерство в Арктике, подготовка кадров и рост туристического потенциала. Участники Восточного экономического форума обсудят, как эти задачи будут достигаться на практике. Но уже сейчас ясно: жить на Дальнем Востоке станет лучше, а его роль в международной экономике усилится.
Главная тема Восточного экономического форума в 2024 году — «Дальний Восток — 2030. Объединим усилия, создавая возможности». Если год назад участники мероприятия подводили итоги десятилетнего развития региона (инициатива создать на востоке страны территории опережающего развития была впервые высказана Президентом России Владимиром Путиным в 2013 году), то нынешний Форум — это попытка заглянуть в будущее, предсказать, каким будет Дальний Восток к концу нынешнего десятилетия.
Российские власти уже назвали десять приоритетов, которые позволят макрорегиону сделать мощный рывок в области экономического, социального и инфраструктурного развития. Первым из них является реализация 38 мастер-планов (22 — дальневосточных и 16 арктических городов), предполагающих постройку более 1 тыс. новых объектов. Например, в рамках реализации мастер-плана Владивостока к 2030 году здесь появятся «легкое метро», более 160 объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, спортивные сооружения и т. п.) и целый город-спутник.
Второй приоритет — развитие транспортных коридоров, связывающих Дальний Восток как с Европой, так и с Азией. В частности, планируется увеличить провозную способность Северного морского пути почти в четыре раза, до 150 млн тонн, к 2030 году, а Восточного полигона — до 270 млн тонн к 2032 году. Это не только придаст мощнейший стимул для дальневосточных производств, но и позволит региону зарабатывать значительные средства на транзите грузов.
Третий приоритет связан с развитием энергетики на востоке страны. Учитывая нынешнюю динамику дальневосточной экономики (а в будущем она должна быть еще выше), дефицит электроэнергии здесь к 2030 году составит около 1900 МВт. Власти намерены решать вопрос через строительство второй очереди Сахалинской ГРЭС2, а также разрабатываю комплексную программу развития энергетики в регионе. Предварительно она будет включать строительство энергомоста из объединенных энергетических систем (ОЭС) Сибири в ОЭС Востока. Также появятся новые противопаводковые ГЭС, будут модернизированы неэффективные тепловые электростанции, угольные переведут на газ. Наконец, предусматривается строительство атомных электростанций малой мощности на территориях, где это представляется экономически целесообразным.
Четвертый приоритет — обеспечить лидерство России в арктической науке и технологиях освоения Севера. Так называемая битва за Арктику, о которой уже несколько лет говорят эксперты по всему миру, фактически началась. В первую очередь, конечно, за ресурсы арктического шельфа, крупнейшим обладателем которого является Россия. Помимо удачного географического положения Россия имеет важное технологическое преимущество — самый крупный в мире ледокольный флот и уникальные разработки в сфере малых атомных электростанций, способные обеспечить энергией самые отдаленные проекты в условиях Крайнего Севера.
Пятый приоритет находится в сфере туризма. По данным Росстата, за 2023 год Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов — рост по сравнению с 2022 годом составил почти 17 %. Лидером с 2 млн туристов стало Приморье, за ним Хабаровский край — 1,27 млн гостей. Едут туда люди совсем не за пляжным отдыхом. Опрос, проведенный ФАНУ «Востокгосплан», показал, что 71 % туристов предпочитает активный туризм, 70 % — экстремальный, а 65 % — культурно-познавательный.
Российские власти амбициозны и намерены увеличить турпоток на Дальний Восток в три раза. По данным Минвостокразвития, каждый десятый проект, который реализуется сегодня в регионе при помощи мер господдержки, относится к туризму. Только в 2024 году на развитие туристской инфраструктуры Дальнему Востоку и Арктике будет выделено 1,5 млрд руб. При этом вложения активно окупаются. Например, по итогам 2023 года предприятия туристской отрасли принесли в бюджет Приморского края 2,3 млрд руб., что почти в два раза превышает уровень допандемийного 2019 года.
Важно, чтобы рост турпотока происходил за счет не только внутренних, но и иностранных туристов, для чего сейчас готовятся предложения о расширении безвизовых соглашений с соседними странами. И тут дело не только в экономической составляющей. Чем больше людей из-за рубежа посетит российский Дальний Восток, тем больше они будут знать о России из личного опыта, а не из СМИ, которые, если говорить о западных ресурсах, отнюдь не отличаются объективной подачей информации.