Реставраторы Русского музея приступили к восстановлению советского полотна Александра Дейнеки – «Покорители космоса». Картину привезли из Луганского художественного музея. Автор создавал ее как эскиз к большой мозаике, которая должна была украсить Дворец съездов в Москве. Полотно попало в руки петербургских реставраторов этим летом. Уже завершены подготовительные работы: разработана методика восстановления.
Реставраторы кропотливо изучают каждый миллиметр полотна. Работа Александра Дейнеки «усыпана» трещинами, сколами и царапинами.
«Явные разрушения – и на голове вот того сидящего господина. Это все приподнято. Все «дышит», как мы говорим. Угрожает осыпанием. И это требует, в первую очередь, укрепления», – сказал ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея Нина Русакова.
«Покорители космоса» – одна из последних работ советского художника. Ее экспонировали в Луганском художественном музее до 1975 года. А затем – отправили в хранилище.
Гигантское живописное полотно намотали на вал очень маленького диаметра. И в таком положении картина провела около 16 лет. В марте этого года ее показали на выставке в Саратове – тогда петербургские реставраторы убедились, картину необходимо в прямом смысле реанимировать. В Русский музей она приехала уже намотанная на правильный вал большого диаметра.
Живописное полотно выполнено в смешанной технике – Александр Дейнека использовал масло и темперу. Кроме того, произведение – многослойное. Поэтому классические методы реставрации – не подходят. У специалистов Русского музея – большой опыт восстановления такой живописи. Сейчас идет обсуждение плана дальнейших работ.
«Приходится разрабатывать необычные, новые методы работы, используя весь доступный арсенал средств и, к сожалению, не пользуясь традиционными методами, которая классическая живопись выдержит, эта не сможет. Ни профзаклеек, ни утюгов. Здесь нужно подходить по-другому», – объяснила ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея Нина Русакова.
Первоначально картину создавали как эскиз мозаичного панно для Московского дворца съездов. В основе композиции – контекст, присущий работам в стиле соцреализма: создание коллективного образа людей будущего.
«Эти мозаики должны были показать развитие и становление советского государства от Гражданской войны до 61 года. Но эта картина показывает не 61-й год. Это будущее нашей страны. И как раз можно увидеть, как люди в 61 году представляли, как наша страна будет развиваться, полетят ракеты и будут работать ученые», – сказал заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Сергей Сирро.
Увидеть, как работают реставраторы, смогут все посетители корпуса Бенуа – дверной проем для этого специально сделают стеклянным. После того как картина будет отреставрирована, ее планируют вернуть музею Луганска.