Большая стройка у стен Петропавловской крепости. Кронверкский мост уходит на реконструкцию. Относительно молодая переправа – ей не исполнилось еще и ста лет – будет полностью разобрана. У деревянного моста – большой износ, а нагрузки он испытывает колоссальные. Именно Кронверкский пропускает автомобили и автобусы на Заячий остров. Еще в 2015 году его признали аварийным. Тогда провели восстановительные работы, продлили срок службы на 10 лет. Теперь пришло время для демонтажа объекта культурного наследия. Как его будут восстанавливать и чем заменят на время ремонта?
Очень скоро, но совсем ненадолго, в Петропавловской крепости будет три переправы, а не привычные нам две. Последний раз такое было в 19-ом веке, когда Заячий остров с Петроградским соединяли Иоанновский, Никольский и Кронверкский мосты.
Теперь рядом с последним стремительно растет его временный дублер, который начнет свою работу еще до конца этого года.
За свою славную жизнь, посвященную Петербургу, Кронверкский мост пережил уже два капремонта. После войны – в 1947-ом, и в брежневскую эпоху – в 1978 году.
В 2015 году деревянную пререправу опять признали аварийной и провели восстановительные работы. И вот теперь, спустя 9 лет, мост будет фактически пересобран заново.
«Будут заменены порядка 80 процентов деревянных конструкций. Будут устроены новое свайное поле, новые опоры, новые железные опорные строения, но исторический облик мост, безусловно, сохранит. Срок окончания работ – октябрь 2025 года», – говорит директор СПб ГБУ «Мостотрест» Всеслав Воронин.
Кронверкский мост построен из хвойных пород дерева. В основном – из лиственницы. Находясь в воде, этот материал превращается практически в камень, а, соприкасаясь с кислородом, начинает разрушаться, что приводит к частым ремонтам.
Переправе – всего 86 лет: она была возведена уже в советское время.
«Этот мост был построен на месте существовавшего еще с 1875 года 2-го Крепостного моста – так он тогда назывался. Построили его в 1938 году по проекту архитектора, инженера путей сообщения, Петра Павловича Степнова», – проводит экскурс в историю начальник методического отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга Вероника Даниэлян.
Кронверкский мост является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Он похож на старинные деревянные петербургские мосты 18-19-х столетий, поэтому гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости.
Скорее всего, именно это путает горожан, которые считают, что Кронверкский мост – намного старше.
«Длина Кронверкского моста – всего 58 метров: он – почти втрое короче второй переправы через Кронверкский пролив – Иоанновского моста.
Несмотря на свои скромные размеры, Кронверкский несет на себе серьезную нагрузку. Он является единственной автомобильной переправой крепости.
Поэтому, исключить его из жизни города на целый год невозможно. На время ремонта функции моста будет выполнять дублер, который строят рядом.
«Новый мост будет по грузоподъемности намного больше, чем постоянный, потому что необходимо сюда перемещение тяжелой буровой техники для возведения массивного основания под новый мост. Он будет полностью деревянным. Кроме несущих пролетных балок – они будут металлическими», – говорит генеральный директор фирмы-подрядчика Петр Коняев.
У Кронверкского моста, рабочие функции которого невозможно переоценить, есть второе – неофициальное – название. «Горбатый».
«У него средний пролет с очень изогнутым изгибом и, кажется, что как будто наклонился и сгорбился. Место здесь – узкое. Должны были проходить суда через Кронверкский пролив», – продолжает Вероника Даниэлян.
Следующий серьезный ремонт Кронверкскому мосту понадобится примерно через 30 лет. Именно столько в климатических условиях Петербурга деревянный мост может спокойно выполнять свои обязанности.