Строительство Широтной магистрали скоростного движения даст транспортной системе Петербурга новую степень свободы, а значит, новое пространство для развития, без которого не может существовать ни один мегаполис. Какие ещё мегапроекты реализуются сегодня в нашем городе? И как они изменят Петербург и нашу жизнь в нём?
Мы часто слышим словосочетание «город будущего», «мегаполис XXI века с точки зрения транспортной, логистической и туристической инфраструктуры». И Петербург всё больше соответствует этому статусу — город будущего, которое можно не только представить, но и увидеть своими глазами.
Одна из примет Петербурга будущего уже протянулась двумя пролётами над Московским проспектом. С одной стороны — Витебская развязка, уже технически соединившая Западный скоростной диаметр и Витебский проспект. С другой — финальный этап первой очереди новой Широтной магистрали скоростного движения. И от первой сваи до эстакады прошло всего 3 года — наглядное доказательство того, насколько быстро приходит в город новое транспортное будущее, что в ходе визита в Петербург особо отметил министр транспорта Роман Старовойт.
«Мы впервые сегодня посмотрели на Московский проспект с высоты более 20 метров. Сложнейший объект в инженерном плане. Город провёл колоссальную работу по решению имущественно-правовых вопросов. Город блестяще с этим справляется, и, Александр Дмитриевич, вы на личном контроле держите эти вопросы, поэтому это, в том числе, и ваша заслуга, всей вашей команды», — отметил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Действительно, для осуществления проекта такого масштаба правительство города и правительство страны работали как одна команда. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заручился прямой поддержкой президента России. На строительство было выделено 70 млрд рублей из федерального бюджета, что и позволило выполнять работы качественно и в срок.
«Такие инфраструктурные объекты очень сложные. Тем не менее, благодаря поддержке федерального правительства, поддержке президента, федеральное правительство выполняет все поручения президента, которые даны по агломерации. Это очень важный момент! Петербург сегодня развивается», — отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Запад города уже имеет скоростную магистраль. Теперь подобная система появится и в одном из самых загруженных городских направлений — восточном. И по опыту ЗСД уже можно судить о том, что станет доступно каждому жителю Петербурга после того, как ШМСД заработает в полную силу.
«Новую степень транспортной свободы. Улицы, на которых меньше автомобилей, те, которые не были предназначены для таких транспортных потоков. Облегчение экологической ситуации. И еще одно очень важное преимущество — это сэкономленное время. А время в современном очень интенсивном мире — вы и сами знаете цену этому ресурсу», — отметил официальный представитель компании-инвестора строительства Витебской развязки Андрей Цапу.
По планам рабочее движение по Витебской развязке начнется уже в конце этого года. Дальше магистраль пройдёт через Невский район, и уже на другом берегу соединится с Кольцевой автодорогой, от которой разойдётся двумя трассами к Всеволожску и трассе «Кола», для чего проектировщикам придётся решить не одну сложную задачу.
И вот еще одна иллюстрация того, как Широтная магистраль скоростного движения изменит Петербург. Она еще теснее свяжет между собой два берега Невы. Ведь именно здесь, параллельно Финляндскому железнодорожному мосту, пройдет новая мостовая переправа.
Этот облик — пока только наша фантазия. Мост ещё на стадии проектирования, но он уже совершенно точно не будет единственной новой переправой. И доказательства этому уже можно заметить всего в паре километров выше по течению Невы.
Ещё два года назад такой тихой и спокойной была Перевозная набережная в Невском районе, и вот так она выглядит сегодня — в бетоне и металле воплощается Большой Смоленский мост, задуманный ещё в эпоху Ленинграда, рассказывает специалист по транспортному планированию Владимир Валдин.
«Проект моста появился первый раз в Генплане 1966 года. Вообще, идея, что в этой части города требуются ещё мосты, она ещё более старая. Но нарисовали впервые в 1966 году», — рассказал специалист по транспортному планированию Владимир Валдин.
Вот так этот мост был обозначен в концепции развития города тех лет. Уже тогда было ясно: когда расстояние между двумя соседними мостами — Володарским и Александра Невского — составляет 9 километров, переправа в створе Большого Смоленского проспекта нужна буквально как воздух. Так есть. И так будет! Вот такой — арочный, ажурный, вобравший в себя вековые традиции мостостроителей Петербурга, но в то же время многопролётный, с большой пропускной способностью. Он станет не только самым новым разводным мостом через Большую Неву, но, если посмотреть на карту, — ещё одним шагом к замкнутому контуру внутригородских проспектов и магистралей. По сути, Петербург получит ещё и своеобразный КАД, внутригородского масштаба.
«Моментальную связь между правым и левым берегом, где её раньше не было, которая была запланирована ещё в Генплане 1966 года. И перспективу, что, наконец, появится широтное сообщение между Невским, Фрунзенским, а в перспективе — Московским и Кировским районами, когда будет построена магистраль, которая соединит дальше Большой Смоленский проспект с улицей Салова через пути Октябрьской железной дороги», — рассказал специалист по транспортному планированию Владимир Валдин.
Для современного мегаполиса важна не только автомобильная, но и железнодорожная связь, в том числе и со столицей. И как раз такую связь и призван обеспечить, в буквальном смысле, проект высоких скоростей.
ВСМ — высокоскоростная железнодорожная магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой. Проект, который реализуется по поручению президента России. Спустя 2 года после официального старта контуры этого высокоскоростного будущего уже можно заметить на улицах города.
Историческая территория Коккоревских складов за Лиговским проспектом. Так это место выглядит сегодня. Но на самом деле эта точка — будущая привокзальная площадь нового терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Именно этот проект терминала, куда будут прибывать высокоскоростные поезда, стал одним из ключевых обсуждений на прошедшем градостроительном совете. На представленных эскизах уже можно отметить, что исторические здания складов не просто решено сохранить, а сделать функциональной частью нового вокзала.
«Фактически он возникнет, не разрушая старый контекст, не разрушая эти особо ценные исторические здания. Как в природе ростки прорастают сквозь землю и тянутся к солнцу, так и наш вокзал прорастает колоннами сквозь места, где это можно сделать, оставляя внизу исторический контекст», — отметил главный архитектор проекта терминала ВСМ Санкт-Петербург — Москва Константин Трофимов.
Автор проекта, архитектор Константин Трофимов, поясняет — терминал будет иметь 3 точки доступа: главную — на Лиговском проспекте и две дополнительные: одну со стороны Московского вокзала, другую на параллельной путям военной улице. А таким будет зал ожидания, размещённый в конкорсе — пространстве над поверхностью, которая с одной стороны позволит обеспечить современный уровень комфорта, а с другой — не нарушить существующие исторические виды.
«Главный конкорс расположен над путями. Попадая в этот конкорс, мы находимся над платформами и поездами. Когда объявляют посадку, мы спускаемся прямо к своему вагону», — рассказал главный архитектор проекта терминала ВСМ Санкт-Петербург — Москва Константин Трофимов.
Ещё три века назад дорога от Петербурга до Москвы была целым путешествием, за время которого можно было запечатлеть образ целой империи, как это сделал Радищев. В XX веке символом этой связи была легендарная «Красная стрела». В 80-х — скоростной поезд ЭР-200. Скорость и комфорт — вот какими ключевыми словами можно обозначить транспортное будущее Петербурга. Причём не только на земле, но и в воздухе.
Воздушные ворота в Санкт-Петербург. Аэропорт Пулково с почти вековой историей. В 70-х его визитной карточкой стали знаменитые «5 стаканов» — терминал с узнаваемым силуэтом. Для такого пассажиропотока старого здания вполне хватало. Теперь он возрос настолько, что даже возможности построенного 10 лет назад нового 3-х этажного терминала почти исчерпаны. А значит, пришло время расширяться.
Вот они, контуры новой очереди Пулково. Как новый терминал изменит облик аэропорта, говорить пока преждевременно, рассказывает генеральный директор Леонид Сергеев. До стадии проектирования ещё далеко. Но концепция уже ясна — новое здание, новые перроны для самолётов, стоянки для обслуживания и скоростная рулёжная полоса.
«Получается так: мы достраиваем терминал, достраиваем к нему перрон, также сюда пойдет метро из города. Потом мы расширяем первый перрон, делаем дополнительную линию, здесь будут дополнительные деайсинговые площадки. И когда мы это сделаем, мы освобождаем линию под «самоходки» — когда самолёт сам ушёл и пришёл», — рассказал генеральный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев.
Важное достижение: несмотря на новую международную экономическую и политическую обстановку, аэропорт Пулково на сегодня — единственный из российских аэропортов своей категории не просто достиг показателей 2019 года, а превысил их, только за прошлый год обслужив больше 20 млн пассажиров.
«У нас по соглашению государственно-частного партнерства 85% самолетов, прилетающих в Санкт-Петербург, должны обслуживаться на телетрапах. Главное — это сервис!» — подчеркнул генеральный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев.
И то, насколько своевременно это решение, в полной мере доказывает следующий проект, который призван стать точкой притяжения туристических маршрутов и воздушных, и наземных, и морских.
Район Горская связан с Петербургом и исторически, и символически. В средние века в этих местах проходила граница между Новгородским княжеством и Королевством Швеция. В годы блокады здесь был один из важнейших узлов Малой дороги жизни. А уже в 70-х это место стало отправной точкой ленинградской стройки века — комплекса защитных сооружений.
Вот так строители дамбы начинали покорение вод Финского залива. Но строительство комплекса защитных сооружений завершилось больше 10 лет назад. А бывшая промплощадка «Горская» весь этот период представляла собой зрелище в жанре постсоветского постапокалипсиса.
Теперь у Горской новая судьба — стать частью проекта, в названии которого заключена вся морская суть нашего города — «Санкт-Петербург Марина».
И если ещё недавно «Санкт-Петербург Марина» была локальным проектом по строительству стоянки для яхт, то сегодня благодаря усилиям правительства города это — часть федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Это и кластер малого судостроения, и точки деловой активности, и, самое главное, всесезонная зона рекреации с потоком почти в 1,5 млн туристов в год.
«Одно из предназначений Горской — это курортная столица Петербурга. Вокруг неё всё, что есть, и сама она должна стать вот таким курортным центром. На сегодня это — главная задача, над которой работают все, кто причастен к этому объекту», — рассказал командор яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров.
Благодаря всем эти проектам мы уже можем увидеть очертания будущего Петербурга. Они в корне изменят жизнь в нашем городе, но Петербург останется тем же, каким его знают и любят во всём мире. Он сохранит всю красоту, созданную за более чем три столетия его истории, и станет по праву мегаполисом XXI века.