Конструктор подводных лодок номер один, чьи достижения навсегда вписаны в историю России. В возрасте 98-ми лет ушел из жизни Игорь Дмитриевич Спасский. Соболезнования родным и близким выразил Владимир Путин, президент отметил личный вклад Спасского в развитие научно-технической, конструкторской мысли, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны. Также соболезнования выразили председатель совета федерации Валентина Матвиенко и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Игорь Спасский имел отношение практически ко всем важнейшим разработкам советского и российского флота, участвовал в разработке самой первой атомной подводной лодки, далее проекты «Акула», «Дельфин», «Антей» и многие другие.
«Являющийся автором огромной серии АПК и кораблей для исследований океана. В сложнейшие времена показал себя как организатор для решения креативных задач», — сказал Всеволод Хмыров, Герой России, контр-адмирал.
Самые сложные времена выпали на начало 90-х. Конструкторское бюро перепрофилировали. Спасский начал разрабатывать нефтяные платформы. Это позволило выжить в момент кризиса оборонной промышленности. Был даже момент, когда на крыше предприятия установили теплицы и выращивали овощи, урожай распределяли между сотрудниками. Конечно, одно из самых сложных испытаний выпало на август 2000 года. АПЛ «Курск». Его проект.
«Я знаю, что Игорь Дмитриевич очень глубоко лично переживал это. И когда президент поставил ему задачу поднять «Курск», он долго переживал, думал, реально ли это. Это архисложная задача, но она была исполнена», — сказал Игорь Курдин, капитан 1 ранга, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ.
Сам главный конструктор всегда уточнял — скрупулезная работа с чертежами не равно рутина — везде нужно искать место для полета мысли, это тоже искусство. И только так можно работать долгие десятилетия.
«Обязательно в каждом новом чертеже можно найти хорошую изюминку, которая резко улучшит качество. В этом суть конструктора», — говорил Игорь Спасский.
В начале XXI века именем Игоря Спасского назвали малую планету. Он никогда не гордился этим фактом, предлагал в шутку поделить там территории среди всех сотрудников «Рубина». Хотя сам долгие годы оставался на недосягаемой космической высоте для всей отрасли.