Желающих отправиться в Поднебесную стало больше на 87%. Генконсульство Китайской Народной Республики фиксирует рост выданных в Петербурге виз по сравнению с прошлым годом. За восемь месяцев 2024-го одних только туристических виз выдали больше в четыре раза. Напомним, ранее президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин дали старт перекрестному Году культуры России и Китая. Подробности – в специальном репортаже из Пекина нашей коллеги Виктории Райской.
На этом рынке в парке Бейхай в Пекине Мэйтхие Мэй вот уже 20 лет. Рецепт лучшего шашлыка из баранины все тот же. Побольше специй и, главное, готовить, как самому себе.
– А вы знаете, что в России тоже любят блюда из жареного мяса?
«Правда, наш китайский шашлык? Отлично! У нас вообще отношения с Россией очень хорошие. У меня каждый день русские туристы. За последнее время их стало гораздо больше», – сказал житель Пекина Мэйтхие Мэй.
Этот снимок в 52-м году попал на обложку центрального журнала в Пекине. Заголовок – «Долголетие дружбы между Китаем и СССР». На тот момент прошло всего-то два года. Но, очевидно, очень важных. На фото – банкет вместо привычного кабинетного протокола.
«И обозначает – дружба укрепляется на самом высоком уровне. Советский Союз – первая страна, которая признает Китайскую Народную Республику», – заведующая редакцией государственного журнала «Китай» Фан Ван.
У журнала теперь есть и русскоязычная версия. В этом году ровно 75 лет, как были установлены дипотношения. Число 75 в китайской астрологии считается позитивным. Впереди 80-летие, а цифра восемь – самая счастливая. В Китае вообще все имеет особый смысл.
Символика в культуре Китая играет важную, если основную роль. И вот интересный факт. Если Великую китайскую стену вытянуть в одну линию, то она дотянется как раз до Петербурга. Это примерно 6 000 километров, если по прямой. Такова длина самой хорошо сохранившейся части стены, построенной еще в эпоху династии Мин.
Для самих китайцев она символизирует единство нации. И то, что самые сложные задачи решаются общими усилиями. Именно эти усилия сейчас объединяют два соседа – Россия и Китай. Только в прошлом году товарооборот вырос до рекордных 240 миллиардов долларов. Из Петербурга объем экспорта увеличился вдвое. На этой неделе свежие данные – рост продолжается и, очевидно, к зиме будет новый рекорд.
– Я корреспондент информационного агентства «Синьхуа». Я сама училась в Петербурге и я очень люблю Петербург.
Агентство «Синьхуа» для Китая – то же, что ТАСС для России. Уполномочен заявить – в том числе на русском языке. Вот этим эпизодом здесь особенно гордятся.
– Давайте мы сначала дадим «Синьхуа», а потом «Нью-Йорк Таймс».
– Добрый день, Владимир Владимирович! Здравствуйте!
– Здравствуйте!
– Очень рад Вам задать вопрос. Китайское информационное агентство «Синьхуа».
На этой пресс-коференции Владимир Путин подчеркнет: уровень взаимодействия с Китаем беспрецедентно высокий. Чуть позже Си Цзиньпин назовет российско-китайские отношения эталонными. Так что неудивительно, что из 300 международников в агентстве «Синьхуа» – каждый десятый в русскоязычной редакции. Гао Фан освещает новости культуры, как раз недавно в Китае прошел фестиваль российского кино. Год она стажировалась в Университете имени Герцена, и теперь бойко говорит по-русски.
«Наше общежитие находилось прямо за Казанским собором. И я была очень счастлива там», – сказал корреспондент агентства «Синьхуа» Фан Гао.
Как в Петербурге Атланты держат небо на каменных руках, так и этот храм в Пекине – один из его главных символов – та самая точка, где небо встречается с землей. У столицы Китая есть невидимая линия – так называемая центральная ось длиной восемь километров, вдоль которой расположены 14 основных достопримечательностей. Включая Храм неба и запретный город Гугун. Самый обширный дворцовый комплекс – тут, кстати, буквально все по феншуй. И выбор локации, и планировка. Последние несколько лет Китай вел активную реконструкцию центральной оси, даже сносил лишние неисторические постройки, чтобы этот маршрут вошел в список Всемирного культурного наследия.
Как когда-то – весь исторический центр Петербурга. И тут мы снова очень похожи. И в этом, наверное, основной подход на новом этапе российско-китайских отношений. Не в том, что нас отличает, а в том – что объединяет.