Научная жизнь петербургских музеев — тайна для большинства из нас. А между тем, это одна из самых интересных сторон работы музейных сотрудников. Кто куда, а они летом отправляются в экспедиции. Сейчас время подводить первые итоги. Что называется, раскладывать по полочкам и новые знания, и уникальные артефакты, привезённые из уголков за тысячи километров от Петербурга.
Если петербуржцы уже начинают ощущать первое дыхание осени, то у Владимира Давыдова лето ещё в самом разгаре. Особенно после Чукотки, где самым жарким выдался день с температурой +1. В селе Уэлен ученый изучал, как живут самые северные в мире оленеводы. Говорит, на краю земли буквально все подчинено движению.
Это словно гипнотический хоровод оленей — каждое лето оленеводы отправляются в так называемый оргиш.
«Обычно до 15 километров было, сейчас это 5 километров оргиша. Палатка на полозьях. Сейчас эти полозья подбивают пластиком черным. Полипропиленовые трубы используются для того, чтобы такая подбивка, лыжа, она лучше скользит по тундре. Раньше была деревянная», — сказал Владимир Давыдов, заместитель директора по научной работе МАЭ РАН (Кунсткамера).
В Петербург ученый вернулся не только с терабайтами фотографий и записей о жизни долганов, чукчей и эскимосов. С собой привез и новые экспонаты, которые пополнят фонды Кунсткамеры. Это например, эвенкийская поняга, то есть рюкзак.
«Топорик подвязывали, сапоги привязывали, одежду. А одевалось обычно, есть две лямки, одевается. Ну и самое важное, что было у этого предмета, это охранная функция, потому что каждый охотник верил в то, что какой-то из предметов может приносить ему удачу», — сказал Владимир Давыдов.
Недавно из летней экспедиции вернулся и историк Павел Филин. И, кажется, с реальной зацепкой в истории поисков судна Виллема Баренца, именем которого названо Баренцево море.
Исследуя места стоянок первых исследователей Арктики, команда обнаружила фрагменты корабля, на котором совершал свою последнюю экспедицию голландский мореплаватель.
В 1596 году на мысе Спорый Наволок зимовали участники экспедиции Баренца. Судно им пришлось покинуть — оно вмерзло в лед. Позже разные ученые не раз пытались найти корабль, но безуспешно. В этот раз российской экспедиции повезло — на море был полный штиль. И если предположения Павла Филина подтвердятся, эта находка станет сенсацией.
«Полностью проглядывалось до дна где-то на расстояние практически километр. 19:09. И в одном месте вижу — есть четкая аномалия. Вот что-то лежит. Чисто антропогенный объект. Ничего кроме судна Баренца на этом месте там быть не может», — сказал Павел Филин, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН (Кунсткамера).
Кунсткамеру по праву называют матерью всех музеев. Это первый публичный музей, основанный ещё Петром Великим в 1714 году. Многие редкости и диковины русский царь привозил из своих зарубежных путешествий. И всего 10 лет спустя на основе Натуркаморы, как тогда назвали Кунсткамеру, была создана Российская академия наук, а позже и крупнейшие музеи страны.
Сегодня ученые Кунсткамеры продолжают следовать заветам Петра: собирать и коллекционировать. И не только артефакты или исторические находки. В экспедициях этнографы главным образом изучают быт, традиции и обычаи малых коренных народов Сибири и Севера. Как, например, приветствуют гостя буряты? Вовсе не хлебом с солью, как это было принято на Руси. На белый кадак — это шарф благопожеланий — кладут пиалу с молоком. Гость обязательно должен пригубить напиток в знак уважения к хозяевам юрты. Все эти обрядовые атрибуты привезены из экспедиции. Разве что молоко петербургское.
Свое научное путешествие к бурятам и тувинцам Вероника считает одним из самых плодотворных. Это, например мешочек из мошонки барана, его используют как шкатулку для драгоценностей или как емкость для круп. Но самое ценное, говорит Вероника — это шаманский бубен. Его ей подарила потомственный шаман-женщина. К слову, чужакам запрещено брать в руки.
«Существует такая традиция у тувинских шаманов, что когда они заводят с кем-то дружбу, они могут посылать своих духов, чтобы посмотреть, как у человека дела. И это называется «послать бубен», то есть человек, который дружит с шаманом, он слышит этот бубен, бубен приблизился, остановился, звук отдаляется и считается, что пришел дух-шаман, проверил и ушел, чтобы шаману рассказать. И вот он звучит: бум, бум, бум», — сказала Вероника Беляева-Сачук, старший научный сотрудник центра арктических исследований МАЭ РАН (Кунсткамера).
А ещё исследователь узнала, во что любят играть буряты на досуге. Например, в лошадиные скачки. Только на костях.
А это кадры извилистых балканских ущелий, где петербургские этнографы знакомятся с жизнью коренного населения Албании и Косова — с их укладом жизни, особым диалектом и с народными практиками в медицине.
«В настоящий момент я в Косово, и мы только что вернулись из района Презрена. Нам удалось собрать много интересных материалов, сделать записи, фотографии, поговорить с местными жителями», — сказал Александр Новик, заведующий центром европейских исследований МАЭ РАН (Кунсткамера).
Результаты путешествий этнографов Кунсткамеры лягут в основу научных статей и монографий. А сотни фотографий и десятки уникальных ритуальных предметов, возможно, покажут на выставке. Но больше всего ученые надеются, что в новых экспедициях удастся совершить ещё больше открытий, и кто его знает, может, уже в следующем году петербургским исследователям удастся наконец поставить точку и в истории поисков судна Виллема Баренца.