Археология на глубине. В Ладожском озере продолжается крупнейшее подводное исследование. Дайверы изучают затонувшее старинное судно. Уже удалось поднять на поверхность керамическую посуду, несколько стеклянных бутылок, элементы декора.
Глубина — 35 метров, видимость — не больше двух. Дайверы кропотливо собирают данные о подводной находке — профессионалы подводного плавания на время стали археологами. 25-метровое судно на дне Ладожского озера обнаружили в июне этого года. И вот уже третья научная экспедиция.
«Это очень интересный и положительный опыт. Если раньше мы просто занимались и главная цель и задача была поднять находки, потому что это интересно, поднять артефакт, изучить их на поверхности, то сейчас работаем согласно заданию, каждый знает свое дело, понимает место в команде», — отметил сотрудник Центра научных исследований Алексей Петрыкин.
Условия погружения суровые. Без фонарей на такой глубине ничего не видно, температура воды не больше пяти градусов. При этом нужно верно выставить оборудование, с точностью до сантиметров измерить каждую деталь.
«Оказывается, даже растянуть мерную рулетку — это не такая простая задача. То есть, мы взяли с собой геодезические рулетки. Оказалось мало того, что эти рулетки бесполезны, они еще представляют опасность для водолаза. То есть, она металлическая, ее сложно «пильнуть» в одно движение под водой. И масса нюансов, которые многому тебя учат», — рассказал сотрудник Центра научных исследований Олег Шабуня.
Под водой работают и операторы. Из-за сложных условия пока не удалось снять что-то внутри судна, но остов уже детально зафиксирован.
«Однозначно, затронуло сам внешний вид этой лодки. Украшения на носу, на носовой части борта. Это совершенно потрясающая картина, сохранившаяся идеально», — добавил оператор подводной видеосъемки Андрей Павлов.
Нос венчает изображение дельфина и раковины — образ привычный для паломнического судна. Однако найденный буксир говорит о том, что его использовали как рабочее, грузо-пассажирское. Со дна исследователи подняли несколько элементов декора — шведские кирпичи, финский умывальник, керамику. Но эти атрибуты привычны и для российских кораблей построенных в конце XIX века. Экспедицию делят на три этапа. Первый — подводная геодезия. На втором за дело берутся водолазы-исследователи. И уже по их данным ученые делают общие выводы о находке.
«Порядка 70% вопросов мы разрешили. Можно в конце концов до бесконечности этим заниматься, но того, что мы насобирали уже, достаточно для того, чтобы реконструировать судно, искать аналогии или какие-то его следы в исторических источниках», — рассказал научный сотрудник Центра подводного археологического наследия института археологии РАН Айвар Степанов.
По размерам, форме и деталям ученым предстоит установить принадлежность корабля, его роль и задачи. Но из-за повреждений самые сокровенные тайны судна, видимо, так и останутся под надежной защитой вод Ладожского озера.