Романтика, молодость и вечная мерзлота. Большая выставка – к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Центральном музее Железнодорожного транспорта. Грандиозная стройка – в документах, фотографиях, и самое главное – в подлинных историях жизни людей. Для многих ленинградцев БАМ – навсегда останется частью их комсомольской юности. В 74 году первый отряд из шести сотен человек отправляется в Сибирь. Энтузиасты! За ними следом – десятки тысяч таких неисправимых романтиков со всей многонациональной страны советов. Эта дорога проверяла на крепость характер, дружбу и любовь. Все, кто сдал этот жизненный экзамен, теперь вспоминают БАМ с теплотой. А тем временем – дело за романтиками 21-го века. БАМ продолжается и в новейшей истории страны у этой стройки не менее грандиозные задачи.
«Веселей ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ». Это слова из популярной песни 70-х годов прошлого века. Более 4 000 километров Байкало-Амурской магистрали не зря называли молодежной стройкой. Большинство инженеров, строителей, разнорабочих ехали в края суровые по комсомольской путевке.
В зону вечной мерзлоты позвала молодых людей романтика железных дорог. И желание проверить себя! Людмила и Александр познакомились на БАМе. Хотя будущей невесте не сразу пришлась по нраву местная жизнь.
«Женщины ходят в брюках. Зимой в ватных брюках», – сказала ветерна БАМа Людмила Портнова.
«Мы с трассы вернулись тогда. На трассе два с лишним года отработали. В палатках. Приехали в поселок Тоннельный и познакомились», – добавил ветеран БАМа Александр Портнов.
Бамовские свадьбы скромные. Из-за суровых условий. Там и в июле бывает снег. Но зато по большой любви. С 1978 года Александр и Людмила Портновы вместе.
«Стали встречаться. Ну и там уже без вариантов», – сказал Александр Порнов.
«Все было очень стремительно», – добавила Людмила Портнова.
Да и сама стройка оказалась стремительной. За 12 лет активной работы на маршруте от Тайшета до морского порта Ванино построили 200 станций. Основали 60 городов и поселков. Соорудили более двух тысяч мостов, пробили 10 тоннелей.
Активные работы магистрали начались в 1975 году. Но закладывать ее начали раньше. За всю историю в строительстве приняли участие более двух миллионов человек. Например, первый Ленинградский отряд. Который помчался первым эшелоном в апреле 1975 года.
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире стала витриной социалистического строительства. И кузницей кадров. Алексей Конюхов, выпускник строительного факультета ЛИИЖТа, – ленинградского института железнодорожного транспорта, а после сотрудник Ленгипротранса, без раздумий поехал осваивать зону вечной мерзлоты. Территорию стратегического значения. Где до -60 градусов зимой. В мире не существовало примеров решения задач такой сложности, как на БАМе.
«Эта железная дорога воспитала не одно поколение профессиональных изыскателей, которых у нас не было на территории России. Потому что в таких условиях у нас никто не строил. Изыскатели, проектировщики, строители», – объяснил заместитель главного инженера проектно-изыскательского института «Ленгипротранс» Алексей Конюхов.
Спустя тридцать пять лет Алексей Конюхов вернулся в края уже освоенные, чтобы проверить инженерную состоятельность решений на самых сложных участках магистрали. И убедился, у этой дороги большие перспективы. Проект начатый в прошлом веке в СССР оказался дорогой в будущее России.
«Ну сейчас 3:0 уже идет БАМ. 1143 молодое поколение. Наши последователи, они должны получить те знания, опыт, которые прошли мы. И с этой энергией, у нас там непочатый край. Там есть громадные месторождения газа и нефти», – сказал Алексей Конюхов.
Нынешние выпускники ЛЭТИ уже испытали на себе романтику железных магистралей два года назад.
«Мы сели на поезд, шесть дней дороги. Дикая природа. Медведи. И в целом вот такая романтика. Она как бы присутствовала. Работа была максимально разнообразная. Самое простое – это работа на лопате. Нужно как-то обеспечить это все электричеством. Так вот там была настолько дикая природа, что там был часовой, который нас охранял от медведей», – рассказал бывший строитель БАМа, выпускник СПбГУ ЛЭТИ Артем Орехов.
«Очень завидую, что к сожалению на мою молодость не пришел такой масштаб. Такая всеобщая сплоченность и возможность разделить этот опыт с невероятно большим количеством людей», – добавил бывший строитель БАМа, выпускник СПбГУ ЛЭТИ Николай Заугрин.
Молодые люди признались, что были потрясены тем, что Родина оказалось значительно больше тех размеров, которые можно даже вообразить. Перспективы открываются фантастические. Если вспомнить из школьного курса географии о том, что свыше 60%, территории нашей Родины занимают районы вечной мерзлоты. С наибольшим размахом представленные в Восточной Сибири и Забайкалье. Работы хватит для романтиков новых поколений.
«Наш институт выполняет несколько объектов по этому проекту. Четыре объекта на полигонах Восточно-Сибирской железной дороги. И два объекта на полигоне Дальневосточной железной дороги. Мы строим вторые пути. Для увеличения пропускной способности дальневосточного полигона», – сказал руководитель проекта по объектам Восточного полигона в институте «Ленгипротранс» Николай Поляков.
Работы по проекту должны быть проведены в сжатые сроки. Уже к тридцатому году на новых перегонах протяженностью 51 километр будет пущено железнодорожное движение.