Исследовать реальность со всеми её изъянами. Такую цель ставили перед собой живописцы 20-30-х годов прошлого века. Сегодня в Русском музее открылась выставка редких натюрмортов. Представленные в Корпусе Бенуа работы — как портрет эпохи. Основная особенность — неожиданные ракурсы в композициях и замена традиционных предметов на необычные и, казалось бы, даже нелогичные для картины.

Натюрморт, который разбивает вдребезги все шаблоны. Вместо привычных для жанра блестящих тарелок и сочных фруктов на полотнах противогаз, гири и жестяные ведра.

«Это время между двух мировых войн, то есть, конечно, потрясения в жизни были огромные и это не могло не отразиться на художественной жизни. Художники стали активно экспериментировать с натюрмортом», — сказал Георгий Могилевский, страший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея.

20-30-е годы прошлого века неслучайно называют «Великим переломом»: активное строительство, индустриализация, массовые репрессии. В непростое время художники исследуют меняющуюся реальность и отступают от канонов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Суровый быт того времени символично отражен на полотнах. Это обилие воздуха, создающее ощущение пустоты, а также холодный колорит. Ещё интересно, что особое место в работах занимает сельдь. Эта рыба здесь словно символ жизни. Всё просто — тогда она была по карману каждому.

Натюрморт становится полем для авангардного взгляда. В поиске нетривиальных форм художники обращаются к футуризму. Например, представлена работа «Белый натюрморт» кисти Леонида Чупятова, одного из любимых учеников Кузьмы Петрова-Водкина.

«Время было непростое для художников и надо было подчиняться особым канонам. Тем не менее, здесь — выразительность пластики, удивительный живописный минимализм», — сказала Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Букеты в натюрмортах тоже видоизменились. Живая зелень уступила место высохшим и изломанным полевым цветам. Всё это — отражение настроения не только самих живописцев, но и эпохи в целом.

«Натюрморты очень аскетичные многие, один или два предмета. И очень простые — как эта бутылка. Натюрморт мог быть политическим, лирическим, любым по форме», — сказала Любовь Шакирова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея.

Выставка открыта для посетителей в Корпусе Бенуа вплоть до 30 июля.