Барельефам памятника Петру I перед Инженерным замком потребовалась профилактическая реставрация. Специалисты Государственного музея городской скульптуры очищают и восстанавливают верхний слой. Где-то его стерли желающие поближе прикоснуться к прекрасному туристы, где-то «автографы» оставили вандалы.

Потереть барельеф на счастье. Такое суеверие придумали туристы. Однако памятнику это приносит только несчастье. Защитный слой на некоторых деталях полностью утрачен.

Прежде чем приступить к плановой реставрации, специалисты тщательно промыли постамент с мягким моющим средством. Напором воды избавили барельефы от грязи и пыли, насухо протёрли. А все повреждения — сфотографировали. Вандалы оставили на позолоченных трофейных композициях и свои «автографы».

«Люди царапают. И Вера, и Лиля, и какой-то Артем. И были они в Санкт-Петербурге. И написали про себя — и оставили такую память, опять же — разрушая. Акты вандализма. Нижняя часть памятника Петру Первому — она со всех сторон подвергалась акту вандализма», — сказала Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея скульптуры.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Патина, объясняют специалисты, появляется естественным путем, когда бронза вступает в химическую реакцию с окружающей средой. Реставраторы такую «патину времени», которая в том числе может менять свой оттенок, особенно ценят.

«Чем она дольше образуется, вот эта пленочка защитная, тем она прочнее и для сохранности памятника. Тем дольше памятник будет существовать. Плюс еще придание красивого декоративного, тонального, цвета», — пояснила Екатерина Шишкина.

Шедевр Карло Бартоломео Растрелли, первый конный монумент в истории русского искусства, уже не раз проходил подобную реставрацию. Поэтому механизм восстановления барельефов — отлажен.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Рабочие участки зачищаются вручную металлизированной шерстью, механическим путем. Чтобы удалить старую пленку и загрязнения. И после этого уже раствор, разработанный научным отделом музея городской скульптуры, наносится на поверхность памятника с использованием горячего воздуха», — сказал Павел Голубков, заведующий по текущему уходу и содержанию памятников Санкт-Петербурга.

В этом году монумент решили огородить от чрезмерной тактильности. На прошлой неделе вокруг памятника появился забор.

Пенные процедуры сегодня устроили и скульптурам итальянских зодчих. В их числе бюст Франческо Бартоломео Растрелли — потомка итальянского скульптора. Бронзовые памятники, украшающие Ново-Манежный сквер, страдают, прежде всего, от птиц.