Во льдах может работать только смелый, сильный и целеустремленный человек. В стране сегодня отмечают День полярника. Всех причастных поздравил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Он отметил, что для Северной столицы это особенный день. Город на Неве во всем мире признан крупнейшим центром арктических компетенций. И с каждым годом его роль в исследовании и освоении полярных широт только растёт.

Последнее слово в истории отечественного научного флота выглядит вот так: в библиотеке Института Арктики и Антарктики хранится модель ледостойкой платформы. Она создавалась специально для проведения долгосрочных полярных экспедиций, и уже успела себя хорошо зарекомендовать.

Гигантское судно «Северный полюс» с вертолётной площадкой и всем необходимым для исследований построили и спустили на воду на «Адмиралтейских верфях» по заказу Росгидромета. Первый рейс — 20 месяцев по Арктике. Зимой вмерзало во льды, где разбивали лагерь учёные. Когда теплело, платформа двигалась дальше. Общий проделанный путь дрейфующей станции — около трёх тысяч морских миль. Самих исследователей тоже изучали — например, белые медведи.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Собранную научную информацию полярники привезли в Петербург. Команда всего несколько дней назад вернулась из экспедиции. О первых итогах рассказали в стенах Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Что примечательно, в свой профессиональный праздник.

«На мой взгляд, хотя я и не работал на льду с ребятами, но отсюда, с большой земли — проект получился, проект успешный, и, в общем, те работы, которые удавалось выполнять с борта платформы «Северный полюс», их в принципе не возможно было бы выполнить со льда», — сказал Александр Макаров, директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета.

Дрейфующая станция на Северном полюсе уже 41-я. Начало исследованиями Арктики в Советском Союзе положили знаменитые герои-папанинцы в 1937 году. С тех пор почти век исследователи были вынуждены рисковать жизнью, разбивая лагерь прямо на льду. С появлением нового научного судна условия труда стали значительно лучше. А главное — безопаснее.

Фото: пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института

«Когда это была классическая станция «Северный полюс»: вот, на льду находятся люди, они живут в сборных домах, лёд лопается, всё начинает расползаться. Если это полярная ночь, лопаются кабеля, и просто станция оказывается без света. Можете себе представить, вы в темноте, холод, метель, вам надо как-то всем собраться», — рассказал Кирилл Фильчук, начальник экспедиции «Северный полюс-41».

Быт на ледостойкой платформе — почти как дома. Раньше полярники полноценно принимали душ раз в несколько недель. А сейчас…

«Каждый день хоть, пожалуйста! У тебя там умывальник, горячая вода. Побрился — никаких проблем. Даже сауна была. Как сейчас практически на любом современном судне — всё то же самое и у нас есть», — рассказал Никита Куссе-Тюз, руководитель группы океанографических исследований экспедиции «Северный полюс-41».

Фото: пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института

В этой экспедиции, очевидно, будут научные открытия, скромно намекают исследователи. Сейчас в лабораториях изучают привезённый материал со дна Северного Ледовитого океана с целью в том числе найти неизвестные науке микроорганизмы.

«Этот район очень слабо изучен, именно потому что он труднодоступный, покрыт льдом в течение всего года. В том формате, в котором сейчас проходила экспедиция, очень удобно работать с донными пробоотборниками. Они огромные, они тяжёлые. Максимальная глубина, с которой мы отбирали пробы, это центральная часть Северного Ледовитого океана — до 4 900 метров. Почти пять километров», — сказала Ольга Зимина, руководитель группы биологических исследований в экспедиции «Северный полюс-41».

В июне и июле ледостойкая платформа будет проходить сервисное обслуживание. А уже в августе вновь с экипажем и учёными на борту отправится в Арктику, где начнётся следующая экспедиция, «Северный полюс-42».