На восстановление Триумфальной арки в Пальмире может потребоваться не менее двух лет. О предстоящих работах говорили сегодня. Специалисты Центра спасательной археологии института истории материальной культуры РАН представили методику исследования внутренней структуры объекта. Как отметил Александр Беглов: « Весь проект – уникальная и амбициозная задача, справиться с которой по плечу только профессионалам самого высокого уровня».
Не случайно этим занимаются петербургские археологи, реставраторы и архитекторы. Полученные в результате исследований данные значительно изменили первоначальные представления о возможных путях реставрации и позволили подготовить принципиально новый проект восстановления арки.
Проект исследования обломков арки представляет Заслуженный архитектор России Максим Атаянц. Его выступление синхронно переводят на арабский и английский – в конференции по видеосвязи участвуют представители ЮНЕСКО и Сирийской Республики. Суть предложений петербургских учёных чуть ранее пояснила для любопытных журналистов руководитель центра спасательной археологии института истории материальной культуры Наталья Соловьева и попросила не удивляться, что пояснительная записка изобилует медицинскими терминами.
«Мы говорим, что по сути проводим УЗИ камня двумя способами – георадарным и акустическим. И когда мы видим на экране компьютера состояние, мы совмещаем это с визуальным осмотром камня и тогда выдаем диагноз», – отметил руководитель центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН, археолог Наталья Соловьева.
Продолжая аналогию, можно сказать, что у пациента в анамнезе обширные повреждения. После взрыва уцелело 40% конструкций. Ещё 40 разбросало взрывной волной по округе. И вот их состояние – главный предмет ближайших исследований. Оборудование, которое будет использоваться для этих целей исключительно российская разработка. В самой процедуре никакого новаторства – таким же способом оценивают, например, целостность конструкций опор мостов, когда подходит время технической поверки.
«Разница здесь, пожалуй, самая главная в том, что, как правило, архитекторы, строители, инженеры имеют дело с тем, что сделало время. Как правило, это землетрясение или что-то подобное, а мы имеем дело с последствиями злодейского намеренного разрушения», – отметил заслуженный архитектор РФ, участник проекта Максим Атаянц.
С первых дней сирийской трагедии локомотивом движения по возрождению утраченной жемчужины мировой культуры стал Государственный Эрмитаж. Его директор еще тогда распорядился собрать максимум архивных документов, которые позволят в кратчайшие сроки поднять из руин творение древнеримских архитекторов, лишь только появится такая возможность. Эта воля по ходу развития проекта не ослабла ни на ньютон.
«Эта воля связана еще и с теми условиями, в которых это все происходит. Как вы понимаете, Сирия прямо сегодня находится под бомбёжкой. Но и в этих условиях всё равно продолжается реставрация. Есть воля. Есть воля у нас. Кроме того, каждый шаг, что здесь представляется, он не менее важен, чем сама реставрация», – рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Восстановление Пальмиры – проект международный, но ведущую роль российских и, конкретно – петербургских учёных в этом вопросе все участники концессии безоговорочно признают.
«Мы все должны вас поблагодарить, так как если бы не вы, ничего бы не сдвинулось с мертвой точки. Вы провели высококлассную научную работу и показали, что реконструкция сильно поврежденного памятника вообще возможна, и это хороший пример для всех остальных», – отметил эксперт ЮНЕСКО в области сохранения мирового культурного наследия Франческо Бандарин.
Что сейчас по-настоящему необходимо, говорят участники конференции – это понятный план работы с конкретными сроками начала и окончания. Эксперты утверждают, от старта до финиша пройти этот непростой путь можно за 2-3 года.
Проект возрождения величественного памятника истории культуры и архитектуры полон сакральных символов и смыслов и врастает корнями в петербургскую землю. Когда-то автор знаменитой Арки Главного штаба Эрмитажа Карла Ди Джованни Росси вдохновлялся идеями зодчих сирийской Пальмиры.