На восстановление Триумфальной арки в Пальмире может потребоваться не менее двух лет. Специалисты Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН представили методику исследования внутренней структуры объекта. Как отметил Александр Беглов, весь проект – уникальная и амбициозная задача, справиться с которой по плечу только профессионалам самого высокого уровня. Неслучайно этим занимаются петербургские археологи, реставраторы и архитекторы.

Проект исследования обломков арки представляет заслуженного архитектора России Максим Атаянц. Его выступление синхронно переводят на арабский и английский – в конференции по видеосвязи участвуют представители ЮНЕСКО и Сирийской Республики.

Суть предложений петербургских учёных чуть ранее пояснила для любопытных журналистов руководитель Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Наталья Соловьёва. Она попросила не удивляться, что пояснительная записка изобилует медицинскими терминами.

«Мы говорим, что по сути проводим УЗИ камня двумя способами: георадарным и акустическим. И когда мы видим на экране компьютера состояние, мы совмещаем это с визуальным осмотром камня и тогда выдаем диагноз», – объяснила руководитель центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН), археолог Наталья Соловьёва.

Продолжая аналогию, можно сказать, что у пациента в анамнезе обширные повреждения. После взрыва уцелело 40% конструкций. Ещё 40% разбросало взрывной волной по округе. Их состояние – главный предмет ближайших исследований.

Оборудование, которое будет использоваться для этих целей, – исключительно российская разработка. В самой процедуре нет никакого новаторства – таким же способом оценивают, например, целостность конструкций опор мостов, когда подходит время технической поверки.

«Разница здесь, пожалуй, самая главная в том, что, как правило, архитекторы, строители, инженеры имеют дело с тем, что сделало время. Как правило, это или землетрясение, или что-то подобное. Мы имеем дело с последствиями злодейского намеренного разрушения», – отметил заслуженный архитектор Российской Федерации, участник проекта Максим Атаянц.

С первых дней сирийской трагедии локомотивом движения по возрождению утраченной жемчужины мировой культуры стал Государственный Эрмитаж. Его директор ещё тогда распорядился собрать максимум архивных документов, которые позволят в кратчайшие сроки поднять из руин творение древнеримских архитекторов, лишь только появится такая возможность. Эта воля, по ходу развития проекта, не ослабла ни на ньютон.

«Эта воля связана ещё и с теми условиями, в которых это всё происходит. Как вы понимаете, сегодня Сирия находится под бомбёжкой. В этих условиях всё равно продолжается реставрация. Есть воля! Кроме того, каждый шаг, который здесь представляется, он не менее важен, чем сама реставрация», – подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Проект возрождения величественного памятника истории культуры и архитектуры полон сакральных символов и смыслов. Он врастает корнями в петербургскую землю, где когда-то автор знаменитой Арки Главного штаба Эрмитажа Карло ди Джованни Росси вдохновлялся идеями зодчих сирийской Пальмиры.