Эрмитаж открывается с новой стороны. Главный петербургский музей вместе с институтом Карпинского придумал проект, который приоткрывает геологию искусства. Речь о камне? Да!

Застывшая форма, вдохновлявшая не только скульпторов и камнерезов. Художники находили в природных минералах нескончаемое количество оттенков! С появлением синтетических красок приверженцев натурального цвета становится всё меньше. Тем интереснее смотреть на полотна мастеров прошлого: разгадывать природу цвета, а ещё изучать географию и геологию.

Теперь, когда вы увидите картины Пикассо в Главном штабе Эрмитажа, вы точно посмотрите на них с нового ракурса.

«Фермерша» Пикассо будто высечена из камня или дерева. Острые углы и грубые линии, и совсем нереалистичные руки-кувалды. Искусствоведы уверены, в картине отчетливо виден «русский след». И дело вовсе не в русской супруге испанского художника – Ольге Хохловой, а в редком минерале – волконскоите. Он встречается только в Приуралье. Основатель кубизма даже просил советских коллег выслать ему ящик с загадочным зеленым камнем, что, собственно, и было сделано. Интересно и название самого минерала.

«Настолько не знали, что это такое, что приняли за медь и попытались продать. Но инженер, который увидел этот минерал, он сообщил своему начальству. Этот начальник хотел сделать приятное своему начальству – министру императорского двора, который заведовал естественными науками – Волконскому. И так этот камень получил название волконскоит», – рассказала сотрудница Историко-информационной службы Государственного Эрмитажа Анастасия Гордеева.

Почему Пикассо так хотел заполучить яркий волконскоит, хорошо понимают в Академии художеств. Некоторые современные художники, даже несмотря на обилие нынешних синтетических красителей, по-прежнему предпочитают делать для себя краски по старинке. Они качественные и долговечные – если, конечно, правильно приготовить. Самый простой рецепт – смешать перетертый в порошок минерал с льняным маслом.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Однако далеко не из каждого цветного камня можно сделать яркую краску.

«В геологии это называется цвет черты, всегда постоянен. Это диагностический признак. Потому что в массиве минерал может иметь совершенно другой цвет , например, такие ярко окрашенные камни, как изумруд, рубин, гранаты, они в порошке имеют белый или серый цвет, и как красители они не пригодны», – рассказала заведующая отделом маркетинга и экспозиционно-выставочной работой Института Карпинского Нина Макарова.

На темно-синий лазурит, кажется, любуются даже герои с полотен Боттичелли и Рафаэля. Но получить из минерала такого же цвета краску невозможно. Зато немеркнущий по красоте камень стал любимцем дворцовых интерьеров. В синеве парных столов из гладкого, как стекло, лазурита видится то ли космос, то ли морская бездна.

Столешницы глубокого, как океан, синего цвета без преувеличения можно назвать одними из самых дорогих в мире. Их в 1851 году заказал Николай Первый. И надо отметить, у императора был хороший вкус. Столешницы выполнены из редкого бадахшанского лазурита – названного по месторождению в горах Афганистана. Это высший сорт – сочный, темно-синий минерал вкупе с золотистыми прожилками многие камнерезы сравнивали с ночным небом, усыпанным сверкающими звездами.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

А вот как небесный камень выглядит в природе, знают в геологоразведочном музее Института Карпинского. Минерал добывают всего в нескольких местах в мире. Откуда «текут» лазуритовые реки и океаны хорошо видно на знаменитой «Карте индустриализации Советского Союза».

Возможность взглянуть на мировые шедевры искусства глазами геолога – это совместный проект Эрмитажа и Института Карпинского. Ему уже полгода. Раз в неделю в соцсетях публикуют познавательные статьи, которые специалисты советуют прочитать, перед тем, как отправиться в Эрмитаж или геологоразведочный музей. Рассказывают не только про то, как добывают или создают предметы, много о камнях говорят их названия.

«Мусковит, как бесцветые прозрачные пластинки издавна использовался вместо стекол. Стекло было малодоступное и в окна люди вставляли слюду. Бесцветную слюду возили в Европу, где она тоже пользовалась широкой популярностью. Возили из месторождений Северной Карелии, и европейцы назвали московским камнем, мусковитом», – рассказал заместитель директора Геологоразведочного музея Института Карпинского Леонид Колбанцев.

Сегодня специалисты двух музеев готовят материал о стране пирамид, в частности, расскажут про известняковые породы египетских стел. В планах также продолжить тему пигментов и состава красочного слоя известных художников эпохи Ренессанса и Просвещения.