Инновационный метод заживления ран, полученных в результате минно-взрывных или огнестрельных ранений, разработали в Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова. Методика основана на пересадке биоматериала пуповины. Новый способ лечения уже успешно прошел клинические испытания.
У младшего сержанта Владимира Глумова – очередная перевязка. Мобилизованный полтора года назад из Орла. Молодой человек в ходе СВО получил серьёзное ранение ноги. Но медики решили не ампутировать конечность, а попытались её спасти. В том числе при помощи местного ноу-хау – бесклеточного продукта из пуповины младенца.
«Меня предупредили, что он ещё в испытаниях. Ну, смеялись, то, что подопытный. Но ничего, нормально, получилось. Сразу согласился, конечно. Да у меня и выбора не было», – рассказал участник специальной военной операции Владимир Глумов.
Результат эксперимента долго себя ждать не заставил. Рана начала заживать быстрее.
«По отношению к другим случаям без использования пуповины приживался с большей скоростью. Мы не наблюдали воспаления и, самое главное, мы не наблюдали увеличенное количество отделяемого из раны», – рассказал лечащий врач Владимира Глумова Сергей Чеботарёв.
В этом контейнере сейчас размораживается самая настоящая пуповина. Её взяли здесь же, у младенцев, рождённых в Военно-медицинской академии.
Обязательное условие: биометериалу должно быть не больше недели. После разморозки в водяной бане лаборант вручную удаляет из пуповины сосуды. Затем отправляют в так называемый шейкер, где при помощи специального вещества-агента избавляются от ненужных чужих клеток. Далее гидрогель можно высушить и упаковать в брикеты.
Идея использовать пуповину пришла медикам не так давно. Сначала для ускоренного заживления ран пробовали кожу, но данный метод сочли более эффективным.
«Тот факт, что за время беременности длина пуповины и, соответственно, сосудов в ней достигает 80 сантиметров, говорит о том, что там однозначно присутствуют факторы роста эндотелия сосудов», – объяснила старший научный сотрудник лаборатории тканевой инженерии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова Лидия Калюжная.
Использование пуповины для регенерации уже запатентовано. Сейчас идёт регистрация медицинских препаратов. Некоторые компоненты можно будет печатать для массового применения.
«Плёнки для заживления ран и, в частности, более узкое их применение – лечение ожогов. Соответственно, они у нас напечатаны на 3D-принтере, имеют такую сетчатую структуру, для того чтобы была воздухо- и влагопроницаемость», – рассказала старший научный сотрудник отдела медико-биологических исследований лаборатории тканевой инженерии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова Елена Андрусенко.
По прогнозам лечащего врача, Владимир Глумов скоро вновь сможет самостоятельно ходить. Без тросточки. А ведь если бы не пуповина, мог и вовсе потерять ногу. Это ли не лучшее доказательство эффективности ноу-хау.