Сегодня посетители Эрмитажа смогут вновь, после реставрации, увидеть масштабную инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых. «Красный вагон» впервые показали в 1991-м году в Дюссельдорфе, а спустя 2 года работа была удостоена приза в рамках биеннале в Венеции. Это был первый и единственный раз, когда приз достался российскому художнику. В Эрмитаже выставлен второй авторский вариант «Красного вагона», созданный в 2008-м году и переданный в дар главному музею страны.
«Красный вагон» – одно из самых известных произведений современного искусства в коллекции Эрмитажа. Это – тотальная инсталляция, когда зритель может не только наблюдать со стороны за арт-объектом, но и стать его участником.
Вагон открыт для посещения: внутри – огромная панорама на город будущего, также на гостя воздействуют музыка, свет и древесный запах.
«Это – редкий пример, когда мы можем войти внутрь объекта и посидеть на скамейке, посмотреть на декоративное полотно, которое выполнено кистью Илья Кабакова, и представляет утопический, прекрасный город будущего. Там звучит музыка: песни 30-х годов в аранжировке композитора Владимира Тарасова. Находясь там, у зрителя может возникнуть такое томительное ожидание, что вот-вот начнется какое-то представление, что что-то произойдет. Но сколько бы мы ни сидели внутри вагона, ничего не изменится», – объясняет заведующая отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Марина Шульц.
В томительном ожидании прошел весь советский век, – намекает автор. Выйдя из вагона, зритель натыкается на мусорную свалку. Это – стройматериалы, из которых и была сколочена инсталляция – финал социалистической утопии.
Сам вагон стоит на подпорках вместо колес и украшен 16-ю полотнами с изображением советского рая, а, пожалуй, самый впечатляющий элемент произведения – деревянная лестница в никуда, напоминающая архитектуру конструктивизма и утопические мечты 1920-х годов.
Символично, что именно эта лестница и представляла главную угрозу всей инсталляции. Конструкция выполнена из лиственницы, которая вдвое тяжелее сосны или ели.
«Утопические мечты» стали проседать под собственным весом – это около 200 килограммов – и угрожали рухнуть, похоронив все под собой.
«Вся вот эта вот часть створчатая, она вся была демонтирована, и все было переправлено в фонды хранилища. Одновременно мы пожелание Ильи Кабакова выполнили. Дело в том, что он при жизни еще уже знал, что проблема с лестницами есть, и он предлагал завести 3 трубы стягивающие, чтобы конструкция не проседала под своим весом. Трубы туда завели, замаскировали их под дерево. Сам вагон тоже поехал трещинами. Их зашпаклевали и окрасили в тон. Соцреалистические полотна заменили на экспозиционные копии», – рассказывает заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимир Градов.
Первоначально картины были выполнены в технике цифровой печати, поэтому, вариант реставрации даже не рассматривался, а вот оригинальная панорама внутри вагона сохранилась хорошо – реставраторы обошлись минимальным вмешательством.
«Илья Кабаков – единственный русский художник второй половины 20-го века, который стал художником общепризнанным мировым. Для Эрмитажа это – вещь, которая одна описывает 50 лет. Стоит в ряду других главных вещей 20-го века – «Танец» и «Музыка» Матисса, «Композиция №6» Кандинского, «Черный квадрат» Малевича и «Красный вагон». Вот весь 20-й век – говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
По словам Михаила Пиотровского, сама по себе реставрация произведения современного искусства – пионерская работа и великий шаг для Эрмитажа.
Инсталляция ветшает заметно быстрее, чем классические полотна, а, раз так, – «Красный вагон» станет наглядным доказательством того, что искусство может обновляться и, по сути, вечно. Благодаря золотым рукам реставраторов.