Путь в профессию — со школьной скамьи. Новый тренд современного образования, поддержанный на самом высоком уровне. В Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин особо подчеркнул, как важно укреплять связку школа - колледж/вуз - предприятие. Все эти звенья должны работать в единой логике, сказал президент, на общий результат.

Это значит, что подростки должны иметь не только представление о профессиях, но понимать, какая из них востребована. И лучше, если в учебный процесс как можно раньше будет вовлечён сам работодатель. Как это выглядит на практике?

Вот самый свежий пример из петербургского опыта. Лицей № 214 Центрального района. В этом учебном году там начал работать профильный класс Роспотребнадзора. Ведомство выступило инциатором его создания, разработало специальную программу обучения. Практику дети проходят в том числе и в школьной столовой. Всё по-взрослому. Роспотрбенадзор готовит молодую, энергичную смену. И это не единственный пример ранней профориентации в петербургских школах. Есть инженерные, IT- классы, есть направления с гуманитарным профессиональным уклоном. При этом город вкладывает деньги в оборудование для того, чтобы сделать обучение максимально интересным и практичным. В итоге вопрос «кем быть?» становится для выпускников не таким уж и трудным. А это очень важно, наверняка многие родители с этим согласятся.

Современный кабинет, так напоминающий процедурный в поликлинике, на самом деле, учебный класс 471-й школы. Будущие медики здесь постигают азы профессии. Ампулы с препаратами, ЛОР-апликаторы, шприцы — всё настоящее, одноразовое. Только «пациенты» крайне терпеливые и почти что вечные. Но от этого далеко не «лёгкие». Взять кровь из невыраженной вены — настоящее испытание иногда и для дипломированных медсестер. Но школьники справляются.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Для старшеклассников занятия в медклассе – это не только полезные навыки для жизни и поступления, но и свидетельство государственного образца о дополнительном образовании. После окончания школы ребята могут устроится на работу младшей медсестрой, ну или медбратом. Уже с 10 класса школьники учатся брать мазки, делать инъекции и мерить артериальное давление.

Учеба в медицинском классе даёт возможность старшеклассникам ещё и углубленно изучить профильные предметы. Анатомию постигают в 3D с помощью интерактивного стола Пирогова. А с помощью многопрофильной цифровой лаборатории дети могут исследовать и влажность воздуха и физическую силу человека.

«В 2022 году школа выиграла грант правительства Санкт-Петербурга по направлению «Медицинский класс». И наши возможности образования существенно расширились. Дети получают возможность практико-ориентированного получения образования, мы можем интегрировать физику, химию, биологию, ОБЖ во внеурочную деятельность», — рассказала Ирина Сидорова, директор школы № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Ну а главный помощник в постижении основ первой помощи — тренажер Егорка. Чувствует даже малейшие отклонения от правильной техники.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Учатся спасать и кадеты школы № 50. Вытащенный по легенде из водоема «Максимка» жить будет.
Спасение утопающих – дело рук совсем не утопающих, уверены школьники. Ведь их класс открыли благодаря сотрудничеству учебного заведения с Инспекцией по маломерным судам МЧС. Школа с таким профилем в стране – единственная. Кадет учат даже стрелять, изучать язык флажного семафора и азбуки Морзе, вязать морские узлы, ну и, конечно, идеально разбираться в устройстве практически любого судна.

«Если из этих ста человек пять, шесть. Десять пойдет в военно-морское училище или в мореходку или спасателями, я считаю что они уже на правильном пути. А другие просто станут нормальными гражданами Российской Федерации», — сказал Александр Радько, начальник Инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.

Школьная жизнь ребят из предпрофессионального профильного класса отличается от учебы сверстников. Это и ношение формы, и военная дисциплина. Углубленное изучение географии, истории и других предметов. Помимо классного руководителя ребят курирует и офицер-воспитатель.

«Наши дети не на словах понимают, что такое патриотизм, что такое любовь к Родине. Наши дети знают, как себя вести за столом, как правильно подать руку девушке, как правильно ухаживать за девушкой. Всё это мы проходим, скажем так, на таком предмете, как этикет. Они хорошо двигаются, потому что у них есть такой предмет, как бальные танцы», — сказала Марина Зомитева, директор школы № 50 Петроградского района.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Уже летом ребята смогут впервые выйти на судне на воду применить свои знания на практике.

А эти школьники, возможно, в будущем будут проектировать и строить настоящие корабли. Они ученики инженерного класса лицея № 211. Первая серьезная работа – собрать и настроить подводного робота

«Предпрофильная подготовка, которая даёт им возможность потом поступать в высшие учебные заведения, в частности, например во флагманский наш вуз — Морской технический университет — выпускники 2022 года нашего лицея, 4 человека, поступили именно туда, мы этим гордимся. Другие ребята поступили, выбрали другие образовательные учреждения, тоже технического направления», — сказала Людмила Бабаева, директор лицея № 211 имени Пьера де Кубертена Центрального района Санкт-Петербурга.

Обустроить площадку для инженерного класса, а она состоит из четырёх современных технически оснащенных блоков, удалось также благодаря грантам от правительства города. Теперь ребята не только проектируют и собирают, но и программируют беспилотные аппараты.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Творчески себя проявить и решить задачу нетривиальным способом ученики могут, постигая оптику лазеров. Здесь есть всё необходимое, чтобы идея в голове обрела материальные контур.

С интересом в рамкам дополнительного образования ребята посещают и теоретические занятия, особенно, если это курс по технологическому предпринимательству.

«Сегодня тема была — экономика и управление. Мы решали кейсы, как бороться со своими эмоциями, немножко коснулись тайм-менеджмента», — сказала Елена Кудрина, социальный педагог, преподаватель технологического предпринимательства.
Ранняя профориентация, отмечают педагоги, не гарантирует, что ребенок в будущем станет инженером, спасателем или врачом. Но она открывает двери в будущую профессию и дает серьезные преимущества, для тех, кто решит стать профессионалом в своем деле.