От бакалавриата – к специалитету. Как меняют систему высшего инженерного образования в России, сегодня обсудили в Горном университете. Там прошел Всероссийский методический семинар, участниками которого стали руководители вузов из разных регионов страны. В центре внимания экспертов – пилотный проект по реформе высшего образования, который был запущен президентом страны в мае прошлого года. Зачем вузам нужно учиться по-новому и что нужно для того, чтобы подготовить высококлассного специалиста, – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».

Сотни кнопок, датчиков, проводов и экранов. Кажется, что находишься в центре управления какого-нибудь крупного предприятия. На самом деле, это – учебная лаборатория, где студенты отрабатывают основные циклы производства.

От регулирования температуры и давления до разгрузки и загрузки вагонов.

«На данном оборудовании студенты могут наглядно познакомиться с современными технологиями автоматизации производств, познакомиться с элементной базой, которая используется современными системами управления и технологиями», – отметил заведующий кафедрой автоматизации и технологических процессов и производств Санкт-Петербургского Горного университета Ектерины Второй Александр Кульчицкий.

Это – новая лаборатория, запущена всего 3 месяца назад. Автоматизация производства – один из трендов развития современной промышленности, – говорят эксперты.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Таких лабораторий в Горном – несколько: все оснащены по последнему слову техники. Объемный экран во всю стену, на нем 3D-модель газодобывающего комплекса.

Вот так, сидя за мониторами, можно научится управлять буровыми установками на дне моря.

Из этой аудитории можно прямиком отправиться на месторождения, даже не покидая аудитории. Это – цифровая модель реального нефтегазового объекта Западной Сибири, и здесь студенты с помощью очков виртуальной реальности могут выполнять несложные операции: например, запустить скважину или произвести отбор нефт.

Такие симуляторы позволяют студентам получить больше производственных навыков. Именно практика должна стать одним из столпов реформы системы высшего образования.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Эксперты из разных регионов страны в один голос говорят о том, что в рамках действующего формата обучения подготовить компетентного инженера за 4 года сложно. Нужны отечественные стандарты.

Горный университет стал первым, кто перешел на новую систему высшего образования. В пилотном проекте, старт которому дал президент страны в мае прошлого года, – еще 5 вузов.

«Основные те дисциплины, которые давались раньше, модернизированы под новые задачи государства. Производственные навыки у нас также являются приоритетом в этом проекте, и их сроки продлены до 12 месяцев. Это – серьезные объемы по сравнению с 2-3 месяцами, которые раньше давали бакалавру, которого мы называли специалистом. Это – принципиальный подход», – подчеркнул ректор Санкт-Петербургского Горного университета Екатерины Второй Владимир Литвиненко.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Больше нужно и фундаментальных знаний. Вместо бакалавриата и магистратуры в пилотных вузах теперь получают базовое высшее и специалитет: это – от 4 до 6 лет обучения.

Как отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, новая система поможет решить нехватку в квалифицированных инженерных кадрах.

«Вокруг каждого вуза-пилота будет сформирован свой пул вузов и через сетевую форму взаимодействия они войдут в пилотный проект. Лучшие практики – те накопленные и апробированные, которые за 10 месяцев удались нашим университетам – начнут использовать у себя», – объяснил министр науки и высшего образования Валерий РФ Валерий Фальков.

При этом, отметили эксперты, нужно и дальше развивать модель образования «школа-вуз-предприятие» и сделать так, чтобы такие предметы, как математика, физика и химия, стали еще более популярными среди школьников.