Русский музей выставил рисунки и акварели художников-передвижников из собственных коллекций и частного собрания.

Около ста работ кисти Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Ге, Ивана Крамского, Владимира Маковского, Ивана Шишкина и других известных мастеров второй половины XIX века. Портреты и пейзажи, этюды и эскизы дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились настоящими событиями в жизни общества того времени.

«Для передвижничества характерен был интерес к сюжету. Каждый из сюжетов, портрет ли это, жанровое ли это произведение, пейзаж ли это, они, безусловно, должны были иметь некую социальную окрашенность, на том стояло передвижничество», – рассказал заместитель генерального директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Передвижники противопоставляли себя художникам-акдемистам. И часто картины создавались, как непосредственный отклик на события современности. Например, «Арест пропагандиста» Репина, «Осуждённый» Маковского.

«В коллекции рисунка, которую мы видим с вами, замечательные образцы и с точки зрения рисовальной техники, и с точки зрения выразительности и фиксации какого-то сюжета и раскрытия его – очень такого органичного и тонкого по психологии. Вот все эти примеры показывают, что собрание рисунка в Русском музее очень значительное, очень крупное. Самое крупное во всех музеях русского искусства», – рассказал заместитель генерального директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«На самом деле, все знакомые имена для зрителей художественных музеев второй половины XIX века — это почти всегда художники-передвижники. Но наша выставка чем-то интересна, их знают как живописцев. На этой выставке мы знакомимся с графическими произведениями этих художников, где, возможно, чуть иначе расставлены акценты», – рассказала заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX веков Государственного Русского музея Наталья Соломатина.

Выставленные в шести залах Инженерного замка работы сгруппированы хронологически – 1870-е, 1880-е и 1890-е годы – обозначая периоды становления, расцвета и постепенного угасания активности передвижничества.