Гастроли Большого театра завершаются в Северной столице. Петербургскому зрителю представили оперу «Борис Годунов». В титульной партии — звезда мировой сцены Ильдар Абдразаков. Постановку с его участием еще можно увидеть сегодня. В спектаклях задействованы хор, миманс и симфонический оркестр Мариинского театра.
Густой бас окутывает волной огромный зал — от первого ряда до последнего яруса. Всемирно известный Ильдар Абдразаков со своим героем давно на «ты». Его Бориса Годунова, кажется, видел весь театральный свет — парижская опера, миланская «Ла Скала». И вот, наконец, очередь родной сцены.
Постановка будто антиквариат: подробный, знакомый со школы сюжет Пушкина вместил в себя целую эпоху. Страна на пороге разлома, смута не щадит никого. В почти шекспировской трагедии главным остается народ — его боль и его драма.
«Народ предстает перед нами в разных совершенно ипостасях — и у стен московского Кремля, и в сцене коронации, в сцене под Кромами, у Собора Василия Блаженного. Это разные облики народа», — отмечает дирижер Большого театра Алексей Богорад.
Вместе с героями стремительно меняется и пространство. Это почти прямая историческая трансляция — люди молятся у Новодевичьего монастыря. Он едва ли не в натуральную величину, а монтировщики тем временем уже готовят новые декорации — копья, иконы, полотна.
И на сцене, и за кулисами Мариинского — царская роскошь 17-го века. Все декорации — это образец прошлого столетия, бережно воссозданный в Большом театре по историческим эскизам. Из Москвы привезли все — и монументальную бутафорию, и совсем маленький реквизит, к примеру, металлические подсвечники.
Удивительно, но бессмертная опера не имела успеха при жизни композитора. Две редакции отвергли, овации и аншлаги начались значительно позже. Сейчас спектакль, словно мост между двумя столицами, венчает гастроли их главных театров. Такой практики не было с 2005 года. Волнуются даже артисты.
«Опера «Борис Годунов», премьера была в Мариинском театре, поэтому нельзя как-то посрамить, надо сделать хорошо, что мы умеем. Зал очень необычный, он какой-то светлый», — поделился солист оперной труппы Большого театра, заслуженный артист России Денис Макаров.
Традиция обменных гастролей прервалась почти 20 лет назад, когда историческую сцену Большого закрыли на реконструкцию. Впрочем, после почти 20-летнего антракта действие продолжается. Уже в мае Мариинский приедет с ответным визитом — представит на сцене балет «Дон Кихот».