Перемещение многотонных грузов и сборка сложных изделий. Все эти навыки сотрудники Росатома оттачивают в процессе виртуального обучения.
Технологии дополненной реальности впервые применили на площадках «Центрального конструкторского бюро машиностроения» для обучения стропальщиков. Именно эти специалисты должны уметь двигать крупногабаритные детали с помощью кранов таким образом чтобы процесс производства не останавливался не на минут.
Это не компьютерная игра или квест с применением 3D-очков. В XXI веке в Петербурге так проходит обучение рабочей специальности «стропальщик». Реальность виртуальная, задачи конкретные. Закрепить и переместить многотонную деталь.
«Я максимум на заводе просто помогаю с чем-то, максимум принести что-то, убрать и так далее. А вот чтобы за краном работать — я полноценно этого всего не проводил», — рассказал студент, практикант «Центрального конструкторского бюро машиностроения» госкорпорации «Росатом» Андрей Орлов.
Для «Центрального конструкторского бюро машиностроения», входящего в государственную корпорацию «Росатом», внедрение подобного обучения именно сейчас как никогда актуально. Это один из первых шагов к решению задачи, поставленной президентом России — достижению технологического суверенитета страны.
«Даже когда обучался, а это было примерно 11 лет назад, если была бы такая технология, она бы, можно сказать, упростила многое в плане практического задания. Можно любую деталь воспроизвести и все что угодно сделать», — отметил мастер механического участка «Центрального конструкторского бюро машиностроения» госкорпорации «Росатом» Иван Юрченко.
Одна из целей виртуального обучения перед практикой на предприятии — развеять страх начинающего специалиста. Движения отработаны. Грамотно закрепить этот многотонных маховик и перенести в печь — теперь, как говорится, дело техники.
«Обязательно стропальщик должен знать свою производственную инструкцию, инструкцию по охране труда, в том числе, использовать все необходимые средства защиты. За последние три года несчастных случаев на производстве в организации у нас не было», — рассказала начальник отдела охраны труда, радиационной безопасности, экологии и надзора «Центрального конструкторского бюро машиностроения» госкорпорации «Росатом» Вера Федоренко.
Сейчас при помощи виртуальной реальности азам дела стропальщика в структурах «Росатома» обучаются 70 человек. Но список рабочих профессий планируют пополнить.
«Идея со стропальщиком пришла первой в голову, когда мы увидели VR-очки и возможность руками их потрогать и очутиться в этой 3D-реальности. Но следующая идея, которую мы хотим у себя здесь внедрить на производстве, — это слесарь-сборщик. Потому что есть слесари-сборщики, которые собирают очень сложные, тяжелые и ответственные детали», — рассказал первый заместитель генерального директора, директор по производству «Центрального конструкторского бюро машиностроения» госкорпорации «Росатом» Алексей Кузьмин.
Ожидается, что очки виртуальной реальности такие специалисты «Центрального конструкторского бюро машиностроения» для обучения наденут уже в ближайшие год-два.