Палеонтологическая «охота». Петербургские ученые продолжают открывать новые виды динозавров. Научный сотрудник зоологического института РАН Александр Аверьянов – рекордсмен по описанию древних ящеров среди российских специалистов. В этом году он готовится опубликовать сразу несколько научных материалов.

Изучением динозавров в РАН занимаются больше 100 лет. Первый скелет нашли в начале ХХ века на китайском берегу Амура. Сейчас его можно увидеть в геологоразведочном музее в Петербурге.

Большой шаг советские палеонтологи сделали во время экспедиции в Монголию в 1946 году. Тогда были обнаружены целые кладбища  динозавров. На территории России находки скромнее. Остатки древних ящеров встречаются в Кемеровской области, Красноярском крае, Якутии, Забайкалье и даже под Москвой.

«Выбирается регион, где могут быть найдены остатки динозавров, они тщательно исследуются. Как правило, это происходит в пустынных районах, где выходят горные породы с костями динозавров на поверхность, и где можно ходить и искать свободно эти кости», – рассказал главный научный сотрудник Зоологического института РАН Александр Аверьянов.

Образы динозавров из фильмов и книг создавались по целым скелетам и довольно точны. А вот цвет кожи или перьев – часто домысел. Однако ученым известно, что многие ящеры имели яркую окраску, как современные птицы – их прямые потомки .

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Найти скелет целиком для ученых большая удача. Часто находят только фрагменты – кость, ее часть или просто зуб. И по этим скромным находкам воссоздают, как выглядел древний ящер.

У динозавров очень характерное строение костей и для ученых не составляет большого труда определить, кому принадлежат останки.

«Конечно, бывают исключения, когда находят отдельные кости от совершенно неизвестных динозавров. Как был случай в Монголии, когда нашли гигантские руки где-то ростом с человека. Были найдены только руки и никакого скелета. Этого динозавра так и назвали дейнохейр – ужасные руки. И только через 50 лет был найден целый скелет», – рассказал Александр Аверьянов.

За свою карьеру ученый описал 18 видов динозавров.  В этом году выйдет описание еще 5 ящеров.

Процесс изучения вымерших ящеров не прост и иногда занимает годы. Остатки нужно очистить от горной породы и при необходимости реставрировать. Эти знания  позволяют понять, как проходила эволюция. Ведь динозавры жили в то время, когда возникли все современные группы млекопитающих и земноводных.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Динозавры дают совершенно поразительные формы жизни, которым нет современных аналогов. С появлением человека эволюция каких-то крупных форм животных остановилась и со временем сойдет на нет. Потому что люди не дают никому развиваться», – сказал Александр Аверьянов.

Сейчас известно более тысячи видов нептичьих динозавров, но это только вершина айсберга, говорит ученый. Так что самые громкие и удивительные открытия еще впереди.