В России начали действовать новые правила работы коллекторов с неплательщиками. Так, в обновлённой версии федерального закона закрепили термин «коллекторская организация». Компании, в том числе обязаны пройти регистрацию, а также записывать и хранить все разговоры.

«Юрий Юрьевич?» – меня спросили, я говорю: «Нет, я не Юрий Юрьевич», – вспоминает потерпевшая Оксана Колодяжная.

Оксана одним не самым прекрасным утром открыла для себя, что попасть в поле зрения коллекторов можно даже без просроченных обязательств. Просто номер её телефона попал в базу данных должников. Попал туда он естественно по ошибке. Сам должник – некто Юрий Юрьевич давно сменил явки и пароли, но кредиторов было уже не остановить.

«Это просто ужас. Можно было действительно сойти с ума. Через какое-то время я стала блокировать вызовы, потому что звонки стали «холодными», то есть звонит бот и говорит «Юрий Юрьевич, вы должны такую-то сумму и сбрасывает номер», – рассказала пострадавшая Оксана Колодяжная.

Бездушная машина терпением явно злоупотребляла. В день Оксане поступало до сотни таких сообщений. А между тем, по закону звонить должнику с напоминаниями коллекторы могут не чаще чем раз в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц с 8 до 22-х в будни и с 9 до 20 по выходным и праздникам. Роботов это правило также касается. Шаг влево-вправо карается штрафом от 50 тысяч до полумиллиона рублей.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Впрочем, есть нюансы. Не считается, если должник молчит в трубку или в диалог с ботом вступит собрат по искусственному интеллекту.

После определенного количества длинных гудков автоответчик сам включается на большинстве современных гаджетов. Другое дело, что права заёмщика или должника будут считаться нарушенными, если звонок признан состоявшимся. А разговор двух роботов едва ли попадает в такую категорию.

В любом случае назойливость в стремлении взыскать долги – повод для встречной жалобы. Рассматривать её будут специалисты Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) и в большинстве случаев они встают на сторону именно должника. Тем более – должника мнимого. Главное вовремя зафиксировать и документально подтвердить все факты нарушений.

«Этот процесс не так сложен. В основном должники сами предоставляют сведения: детализации, аудиозаписи, скриншоты сообщений. Также сами организации предоставляют нам сведения о взаимодействии с должниками. Мы прослушиваем сообщения, читаем скрины сообщений и на основании этого делаем выводы были нарушения или нет», – рассказала начальник отдела Управления ФССП по Санкт-Петербургу Нелли Марсельева.

Пренебрежение простыми правилами обходится недёшево. За прошлый год по фактам злоупотребления личным пространством петербуржцев в отношении коллекторов составлен 421 административный протокол и назначено штрафов на общую сумму 20 миллионов рублей.