Востребованным сегодня становится и трудовой потенциал старшего поколения. Ценность возвращается к таким неоспоримым плюсам возрастных сотрудников, как опыт и умение обучать. Пенсионный возраст в современном мире не равен старости.

Медицина отодвигает немощность, вовлечённость пожилых людей в экономику, социальную и культурную жизнь – продлевает им молодость. К 2030-му году продолжительность жизни в России должна выйти на цифру 78 лет. Это прописано в нацпроекте «Демография», а для Санкт-Петербурга этот параметр ещё выше.

Сегодня у нас одна из самых сильных в стране систем медико-социальной помощи пожилым. Она выстраивается на принципе непрерывного сопровождения. С одной стороны, врачи, и помощь в лечении специфических для возрастных пациентов недугов, в том числе и высокотехнологичная, с другой – соцслужба и сеть досуговых центров, где люди серебряного возраста объединяются по интересам.

На больничном койке петербурженка Наталья оказалась, как в том самом фильме «Бриллиантовая рука» – поскользнулась, упала, очнулась – гипс. Говорит, это ее уже пятый перелом. Всему виной остеопороз, по-другому – болезнь хрупких костей. Но несмотря на травму, 63-летняя Наталья уже строит планы на будущее. Самый амбициозный из них — весной поехать покорять вершины Кавказа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Очень нравится подниматься в горы, любоваться всеми этими красотами. У меня планы в мае поехать на Кавказ, очень надеюсь, что к этому времени я реабилитируюсь и смогу там лазить по горам, что очень люблю», – рассказала жительница Санкт-Петербурга Наталья Стрелкова.

В соседней палате свои первые шаги делает Людмила Смирнова, ей 88 лет. Передвигается пока с ходунками. Но долго опираться на них не планирует. Говорит, любит все делать сама.

«Вот постою на ноге, холодильник открою, дальше пойду», – рассказала жительница блокадного Ленинграда Людмила Смирнова.

У пациентки перелом шейки бедра. Классическая травма для преклонного возраста, говорят врачи Госпиталя для ветеранов войн. Если раньше, лет 10 назад, прогноз был неблагоприятным и означал лежачий образ жизни, то сегодня пациенты уже на второй день встают на ноги. Все благодаря высокотехнологичным операциям по эндопротезированию.

«В данное время прогнозы, конечно, более благоприятные, потому что удается зачастую прооперировать в течение 48 часов, и это позволяет пациенту гораздо раньше активизироваться, что для пожилых пациентов очень важно», – рассказал заведующий травматологическим отделением Госпиталя для ветерана войн Георгий Гальцев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Восстановиться пациентам помогают в Центре реабилитации Госпиталя, который больше похож на штаб подготовки космонавтов. Покорять просторы Вселенной, конечно, здесь никто не собирается. Задача более приземленная – почувствовать опору под ногами.

«Бывает так, что определенная мышца перегружена или вообще выключена из работы, из повседневной жизни. А этот тренажер помогает включить в работу мышцы, которые долго спят», – отметил инструктор-методист ЛФК Госпиталя для ветеранов войн Виталий Винокуров.

По статистике, 80% пожилых людей страдают хроническими патологиями. В среднем у одного пациента старше 65 лет врачи диагностируют 3-4 недуга. Именно для таких петербуржцев в рамках программы «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» развивается городская система гериатрической помощи. Одна из главных задач — повысить качество жизни старшего поколения. Сегодня в Петербурге в 48 медицинских учреждениях работают специализированные отделения и кабинеты. Врач составляет индивидуальный годовой план лечения, в который входит дневной стационар, по необходимости, процедурный кабинет, массажи, а залы физиотерапии и ЛФК, говорят медики, никогда не пустуют.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«У нас впервые очередь в кабинет ЛФК. Ну не совсем очередь, но период ожидания все же появился. Спрос на эту услугу повышен», – отметила главный врач городской поликлиники №95 Колпинского района Татьяна Исаева.

«Я считаю, что гериатрическая служба, медико-социальная, в Петербурге одна из лучших, если не лучшая в России. Еще с 1994 года мы являлись колыбелью гериатрической службы. Потому что именно в 94 году был создан первый городской гериатрический центр», – отметил начальник Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов.

Петербуржцы серебряного возраста сегодня хотят быть не только физически здоровыми. Они стремятся развиваться и учиться. Для них во всех районах города созданы культурно-досуговые центры. Этот – в Московском районе. Активные посетители кружков и секций – как раз пенсионеры. Все занятия совершенно бесплатные.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Вопрос о возрасте для этих дам — табу. По секрету говорят, свой «плюс» они миновали давно. Но это им не мешает изучать английский. Больше для тренировки памяти. Впрочем, Людмила планирует свои навыки проверить и на практике. А в соседнем классе уверены, научиться вокалу никогда не поздно.

В культурно-досуговом центре можно не только позаниматься английским, или почитать классику. Есть и более азартные развлечения. — Девушка, ваш удар. — Например, бильярд.

И пока джентльмены забивают шары в лунки, дамы наводят красоту. Прическа, макияж. Говорят, пенсионный возраст – вовсе не повод садиться на скамеечку возле дома и вязать носки. Красивой быть хочется всегда. А вот это, пожалуй, самое популярное развлечение пенсионеров – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». За звание лучших знатоков борются команды трех районов. По тельняшкам этих игроков не сложно догадаться – это жители Кронштадта.

«Мы приготовили флажки, сбегаем фейерверк купим, запустим по случают нашей победы. Мы полностью уверены в том, что победим», – отметил житель г. Кронштадт Александр Ткачев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Специалисты отмечают, спорт и творческие занятия оказывают самое положительное влияние на здоровье пожилых людей и на сохранность ясного ума. Эксперты добавляют, многие воспринимают старость, как приговор и думают, что в преклонном возрасте невозможно получать удовольствие от жизни. Но сегодня все больше пожилых петербуржцев доказывают обратное. Даже в свои 60, 70 и 80 лет они чувствуют себя молодыми.