Буксир «Невская застава» продолжает работать в акватории Невы. Уникальное судно, которое может на месте развернуться на 360 градусов, способно выполнять работы в условиях сильного течения и ледохода. Благодаря небольшим габаритам и высокой маневренности «Невская застава» готова к решению специфических задачи на реке, которые не могут осуществить крупные морские ледоколы.

Очень хорошо слышно, как ледокол «Невская застава» прорубает водный путь. При видимой монолитности льда, толщина его может составлять от 60 до двух сантиметров. Именно поэтому опасно переходить Неву по льду.

Борьба ледокола со льдом отдается вибрацией по всему корпусу. Капитан говорит, что с разгона «Невской заставе» по силам прорубить путь в самом массивном льду в акватории.

«Ходом, по паспортным данным, 70 сантиметров. Ходом. Не останавливаясь. Если в зажорах, заторах, то пробиваем и до двух метров. В Усть-Ижоре, возле ж/д моста, там было и побольше. В Усть-Ижоре в начале декабря доходило до трех метров», – сказал сменный капитан Алексей Крылов.

Зажоры – это наслоения льдин на реке. Они сужают судоходный канал. А по весне тающие льды в этих узких местах затапливают берега. Чаще всего такое случает в районе Финляндского железнодорожного моста.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Когда они образуются, в районе Обухово, в районе Усть-Ижоры, уровень воды поднимается. И приходится этот зажор пробивать. В 2010 году подряд было два зимних наводнения, с которым нам удалось справиться», – отметил заместитель начальника аварийно-спасательного формирования ГКУ «Пиларн» Александр Иванов.

Вот уже почти 15 лет буксир-ледокол «Невская застава» прокладывает пути для проводки судов. А так же пробивает канал возле стрелки Васильевского острова для того, чтобы люди не переходили Неву по льду. Но судно выполняет функции не только ледокола. На нем установлено оборудование для сбора нефти и пожарные стволы для борьбы с огнем. То есть, круглый год в строю. А четыре сменных команды по пять человек – всегда наготове.

«Мы ходим по заявкам. Если связано с какими-то аварийными ситуациями. Допустим, если помните декабрь 2023 года, «Пола Калиста», которая застряла около Дворцового. На Дворцовой набережной. Соответственно, вытаскивали и помогала выходить «Невская застава», – объяснил председатель комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Герман.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Есть у ледокола и еще одна очень важная особенность. Это его компактные размеры. И, соответственно, маневренности. Ходовая рубка у него подъемно-опускной конструкции. Работает как лифт. Поэтому судно может проходить даже под не разведенными мостами.