Володинский фестиваль — еще одно значимое события в культурном пространстве Петербурга. Возникший 20 лет назад как отклик на потерю великого драматурга Александр Володина, фестиваль со временем стал территорией творческого переосмысления его наследия.

Растерянный, несуразный и перманентно рефлексирующий: «Простите, простите, простите меня..»  — таким его увидит тот, кто не дослушает до конца его бесконечное «извините».  И никогда не поймет, почему человек, прошедший войну, имевший осколок в груди и заслуженную награду, пишет не о войне, а о людях.

«Он писал о себе и про каждого из своих героев говорил: «Это про меня!». Он был очень искренним и открытым. Влюблялся в собеседника без предисловий и исповедовался без страха быть осужденным», — рассказал председатель союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов.

Его по праву считают создателем нового направления в советской драматургии. За его пьесы и сценарии  буквально сражались ведущие театры страны и кинорежиссеры. А критики потеряются, если начнут искать ему место в истории среди великих писателей.

Председатель петербургского союза писателей Валерий Попов говорит, что именно Володин тот самый человек, с именем которого новое дыхание обретет театральная драматургия, и у этой теории появилось много последователей. Их стараниями в Петербурге появился фестиваль «Пять вечеров», который в этом году театр на Литейном принимает в 20-й раз. Чтобы с порога насытить вдумчивого зрителя духом времени, он начинался не с вешалки, а с ретро-территории общественного питания с условным названием «у Клавы». Прайс здесь в прямом смысле копеешный — и этот факт каждый фестивальный вечер привлекал не только театралов, но и нумизматов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Советский буфет — давняя традиция володинских пяти вечеров. Томатный сок и «минделеевская вода» из граненых стаканов, килька и бычки в томате. За этим колоритом люди готовы выстраиваться в очередь и даже нести советские рубли. Отдельного внимания заслуживает не только меню и порядок цен, но и безусловно сама хозяйка общепита.

Барышня за стойкой в белом чепце и платье в горох пронзительна, как бензопила. Щедро осыпает посетителей фразами из разряда — «Вас много — я одна», и на всякий случай держит под рукой табличку «ушла на базу». Но это тот редкий случай, когда и у зрителей и у актеров этого маленького спектакля роль «кушать подано» вызывает улыбку, а не оторопь.

«Могу сказать, что многие зрители приходят на фестиваль и приносят советские деньги, чтобы заплатить как это было в годы их юности», — рассказал художественный руководитель театра на Литейном Сергей Морозов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В зале после третьего звонка нет свободных мест. Это, если угодно — тоже традиция. Двадцатые юбилейные «Пять вечеров» открывает спектакль еврейского театра Шалом по пьесе Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».

Фестиваль идет 20 лет без перерыва. В какой-то отрезок времени организаторы заявили, что нести свой крест принуждения к Володину не осталось сил, но не отказались от своей миссии. А это именно миссия, ведь профессиональное сообщество актеров, режиссеров и драматургов собирается под знаменами растерзанного интеллигента не на модное дефиле, а чтобы создавать новые смыслы в атмосфере бережного отношения к прошлому и посвятить их настоящему — «володинскому». Тому, что помогает человеку сохранить себя в «предлагаемых обстоятельствах» разных исторических периодов, выжить и остаться человеком.