Собрать и разобрать двигатель, сконструировать настоящую ракету – эти и другие навыки приобретают школьники Петербурга на уроках в инженерных классах. На площадке петербургского предприятия «ОДК-Климов» начались первые занятия в 2024 году. Этот проект стал первой ступенькой в профориентации подрастающего поколения, и стартом для подготовки кадров во многих отраслях промышленности.

Двухконтурный двигатель от недвухконтурного отличит, пожалуй, не каждый десятиклассник. Больше того: многие выпускники даже не поймут значения этих терминов. Но таких здесь нет. Занятия в инженерных классах «ОДК-Климов» посещают только подготовленные школьники.

«Мне просто очень интересны технические науки, и поэтому я и пробовалась в проект ОДК-классов. Учиться, в принципе, несложно, потому что всю теорию дают очень хорошо. Практики также много, достаточно», – поделилась ученица школы № 617 Виктория Редикульцева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Никакого принуждения, всё по желанию. И желающих много. У нас в школе несколько профилей, есть IT-профиль, химико-биологический, физико-математический. И вот, ребята из IT-профиля и физмата как-то более ориентированы на инженерные классы, поэтому они с удовольствием принимали участие в отборе», – рассказала заместитель директора школы №617 Александра Дмитрик.

Ну, где ещё вот так запросто школьнику своими руками дадут прикоснуться к пламенному мотору самолёта или вертолёта. Причём, обстановка не как на уроке. Гайки закручивают в прямом смысле слова – это практика. Навыки полезные. Страны, где сегодня производят авиадвигатели, можно пересчитать по пальцам одной руки. Специальность востребована, но без влюблённости в это дело ничего не выйдет, предупреждают опытные профессионалы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Основная задача наша на данном этапе — рассказать детям, что существует отрасль авиадвигателестроения, что можно учиться. Можно пойти работать руками, можно поступить в вуз, учиться, соответственно, проектировать двигатели, изготавливать двигатели. Года через два посмотрим, как они начнут поступать в вузы», – сказал заместитель генерального конструктора Андрей Мелехин.

В проект «Климова» сейчас вовлечены десять городских школ и три вуза. В «Военмехе» ученики инженерного класса разбирают ракеты. Иногда буквально до винтика.

«Тот самый блеск в глазах — он есть. Когда я им рассказывал о твердотопливном двигателе, такой у нас был эпизод, я говорю: «Внизу есть маленькая ракета. Хотите, принесём?» Они тут же: «Хотим!». Мы принесли ракету, разобрали её, посмотрели, то есть даже в рамках занятия такой живой интерес и такая обратная связь, безусловно, были», – поделился заведующий кафедрой «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов БГТУ «Военмех» Артем Левихин.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В Политехе Петра Великого — свой подход. Детей там обучают 2D и 3D-моделированию и подтягивают матчасть.

«Проводим для школьников различные интенсивы: по расчёту профиля крыла самолёта, по стресс-тестам крыла и, соответственно, даём им ещё математический аппарат», – отметила куратор проекта инженерных классов «ОДК-Климов» Алена Алешина.

В «ОДК-Климов» понимают: не всех, кто сейчас посещает занятия в инженерных классах, позже они увидят в качестве своих сотрудников. Но для промышленности и авиастроения России подобные проекты готовят квалифицированный кадровый резерв. Специалистов, чей осознанный выбор будущей профессии сделан ещё со школьной скамьи.