Красота, эстетичность общественного транспорта - тоже имеет большое значение. Хотя, на первый взгляд, может показаться не таким уж и существенным параметром в масштабах всего города. Тем не менее урбанисты, дизайнеры говорят о необходимости продуманного подхода к внешнему виду пассажирского транспорта.

Задачу вписать общественный транспорт в облик города, некоторые конкурсанты поняли слишком буквально и представили модель автобуса, которого сегодня технически еще не существует.

«Автобус в форме петербургской арки. Это такой смелый экспромт и он навряд ли будет реализован технологически реализован. Все технологически возможно, но этот вариант был самым экстраординарным», — рассказал заместитель заведующего кафедрой промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Арсений Кисилев.

Затем студентам уточнили, что при разработке внешности петербургского автобуса, должен получиться обязательно автобус. Ребята рассказывают, когда речь идет о дизайне, начинать нужно не с чертежей, а с поиска общей концепции. Внешний вид должен вызывать эмоции не только у автора, но и у будущих пассажиров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Если ты хочешь создать какой-то объект, чтобы он понравился, лучше в начале дать себе волю, дать волю фантазии, а потом уже подумать над технологией и над тем, как воплотить это в жизнь»,— рассказал студент 1 курса магистратуры СПГХПА им. А.Л. Штиглица Сергей Аношкин.

«Не контрастировать слишком сильно с городской средой, но оставаться заметным. Основной тренд — это плавная интеграция в городскую среду за счет, например, остекления, чтобы человек не чувствовал себя запертым в коробке», — отметил студент кафедры Промышленного дизайна 0842 СПГХПА им. А.Л. Штиглица Алексей Ненароков.

Создание петербургского облика общественного транспорта идет в связке с обновлением подвижного состава. Это касается и автобусов, и электротранспорта, и вагонов метро. Все активнее места на дорогах занимают электробусы, ведь нужно думать и об экологии.

Современный транспорт следует и по культурным рельсам. Специально для Северной столицы собраны трамваи Достоевский и Довлатов. Они выполнены в ретро стиле, но внутри —футуристическая начинка. По сути, это экскурсионный трамвай на городском маршруте, можно узнать обо всех достопримечательностях, что виднеются за окном.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Вопрос внешнего вида, как бы это не звучало, стоял всегда, другое дело, что дизайн очень быстро стареет. Легенда городских дорог ЛИАЗ — влюбил в себя целые поколения, его ласково называли луноходом, и вечно грустным автобусом, за его вид спереди. Сейчас он выглядел бы странно. А вот Икарусы в свое время опередили эпоху, и технически, и эстетически, поэтому знаменитые гармошки проработали, в том числе, и на петербургских маршрутах до 10-х годов нынешнего века. А в конце 20-го столетия, вообще все смешалось, и горожан от метро до дома перевозили автобусы, которые создавались для международных маршрутов.

В середине 90-х в городе с общественным транспортом была такая ситуация, что автобус можно было ждать час. Зато постоянно курсировали маршруты с литерами «К», «Т», «Э». Коммерческий, такси, экспресс. И вот эти Икарусы, чуть более современной модели, перед выходом на пенсию работали на городских дорогах. Проезд стоил рублей 10, по тем временам, много. И оплачивать его нужно было перед выходом. Выстраивалась очередь и, если ты смелый или хулиган, то можно было успеть выскочить из очереди. Эту историю правда быстро поняли и появились те самые знаменитые таблички — «Оплата при входе».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сегодня в городе создается внушительная коллекция исторических автобусов, которые курсировали еще до войны по улицам Ленинграда, и те составы, что работали в осажденном городе. 

«Мы стараемся сейчас, в XXI веке, сохранять все автобусы, которые бывали на маршрутах. Какие из сегодняшних станут хрестоматийными — мы, конечно, еще не знаем, есть более удачные модели, есть менее», — рассказал руководитель музейного проекта «Пассажиравтотранса» Федор Черноусов.

Получается, новая легенда петербургских дорог еще не появилась, возможно будет создана именно благодаря мастерству и фантазии сегодняшних студентов.