Каково существовать в мире на ощупь незрячим петербуржцам? Насколько комфортна и продумана для этого городская среда?

Пальцы быстро и ловко собирают мелкие детали. У конвейера – незрячий сборщик. Кажется, вот-вот что-то напутает. Но нет, руки Петра не хуже автоматического станка. Электровыключатель собирает, что называется, без сучка и задоринки.

«Уже столько много лет работаю, вот так. Главное – правильно установить детали, чтобы все работало на выходе», – рассказал сотрудник комплекса реабилитации инвалидов «Контакт» Всероссийского общества слепых Петр Миронов

Почти все сотрудники – инвалиды. Большая часть – слепые или слабовидящие. Своими руками они изготавливают электродетали, игрушки для детей или приборы для письма по Брайлю – это, кстати, единственное место во всей стране, где выпускают такие планшеты.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

А в перерывах работники предпочитают держать ухо востро и в играют в теннис для слепых. Грохот мяча помогает игрокам отражать атаки соперника. Впрочем, говорят незрячие, их жизнь, конечно же, не ограничивается местом работы.

Петербуржец Дмитрий уверенно идет по библиотеке для слепых и слабовидящих. Сегодня он знакомится с Италией. В стране Dolce vita не был, но теперь, говорит, понял, как выглядит Пизанская башня.

«Хотя бы руками, тактильно посмотреть, если так можно выразиться. Какая она была по строению, какой формы», – поделился житель Санкт-Петербурга житель Санкт-Петербурга.

Такие тактильные книги печатают здесь же – в библиотеке. Собственное небольшое издательство в год выпускает 1200 изданий.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Книга, изданная для обычных зрячих людей, содержит 200 страниц. А то же самое произведение, но уже напечатанное шрифтом Брайля – два тома, и страниц в ней в два раза больше

А на полках есть и говорящие книги. Ассортимент самый широкий – от художественной литературы до специализированных изданий. В особом кресле там слушают и Александра Грина «Алые паруса».

Сегодня по-прежнему жив стереотип, что слепые все время сидят дома и слушают радио. Но это не так, говорит 38-летний Максим. Смартфоном владеет даже лучшего зрячего. В этом ему помогают специальные программы. Правда, обычному человеку и почти не разобрать слов робота.

Современные технологии, говорит Максим, значительно облегчили жизнь тех, кто видит мир на ощупь. С помощью спецаппаратуры он с легкостью ориентируется и в интернете. А чтобы не быть голословным, тут же демонстрирует – заходит на сайт нашего телеканала. Электронный текст тут же отображается на дисплей Брайля.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Так, Максим всегда в курсе всех событий города. Знает, где дорогу перекрыли и куда сходить на выходных: например, в Эрмитаж. Рукам слепых и слабовидящих любителей искусства там есть что «увидеть».

Внимание, сейчас прием, который ещё недавно был строгим запретом: экспонаты можно трогать, при этом не бояться гнева смотрителей музея. Правда, это касается не всех предметов искусства, а только тех, где есть такая зеленая ладошка. Например, статуя Сераписа. Оригинал обычно стоит рядом, но он сейчас на выставке в Казани. А вот копия меньше подлинника. Это сделано для того, чтобы незрячий посетитель мог максимально комфортно на кончиках пальцев рассмотреть античное искусство.

Тактильные экспонаты полностью повторяют оригинал. Таких пока немного. Но в следующем году коллекцию скульптур Эрмитажа пополнят античные амфоры и вазы. А ещё появится тифлогид. Это как искусство на ощупь, только ещё и вслух.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Планируется тифлоописание обзорного маршрута по античным залам. Готовится национальный стандарт по тифлокомментированию. Это достаточно сложное дело. Потому его выполняют специалисты», – рассказала сотрудник службы развития Государственного Эрмитажа Варвара Маркевич.

А еще инклюзия живет не только в культуре. На улицах Петербурга продолжают развивать доступную среду. Говорящие светофоры, тактильные плитки в госучреждениях, звуковое сопровождение в общественном транспорте и кнопки вызова. То, на что обычные люди зачастую не обращают внимания, для тех, кто живет в темноте, это средство не быть чужими в родном городе.