«Портрет молодого человека» кисти Перуджино вернули в Эрмитаж после реставрации.
Экспозицию приурочили к 500-летию со дня смерти выдающегося итальянского мастера. Чтобы вернуть шедевру былой лоск, реставраторам пришлось изрядно потрудиться.
На картине были многочисленные царапины, поврежденный красочный слой, потертый лак, а детали на темных участках портрета практически исчезли.
«Еще в 1864 году Густав Вагин писал, что картина очень сильно пострадала. Можно представить, что ранние воздействия были визуально заметны, моя задача была в первую очередь провести консервацию», – отметил художник-реставратор научной лаборатории станковой и масленой живописи Андрей Цветков.
«Шедевры рождаются в Эрмитаже благодаря работе реставраторов, либо вещи, которые были не понятно что это шедевры, либо известные шедевры становятся по-настоящему красивыми благодаря работе реставраторов», – подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Портрет поступил в собрание Эрмитажа в 1850 году. Через 17 лет специалисты перевели картину с деревянной доски на холст.
За долгие годы были всего 2 незначительные реставрации. Что касается самого героя картины, то он так и остался неизвестен. Специалисты предполагают, что это – автопортрет.
«Должна честно признаться, что документальных свидетельств в эпоху Ренессанса, касающихся небольших произведений не так много, и этот портрет можно отнести к тому, что не было никаких упоминаний, мы можем только предполагать, что это автопортрет художника», – рассказала старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова.
Специалисты отмечают: небольшой, почти миниатюрный, портрет на темном фоне характерен для своего времени, но необычен для самого Перуджино, который в основном работал с монументальным форматом и крайне редко обращался к портретному жанру.