На 85-м году жизни скончался Юрий Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии, выдающийся дирижёр, лауреат множества премий и наград, почётный гражданин Северной столицы. Имя маэстро уже много лет воспринимается как воплощение культуры.

В одном из интервью для телеканала «Санкт-Петербург» Юрий Темирканов рассказал об отношении к музыке.

«Дело в том, что в отличие от всех искусств, которые существуют, их много, музыка – единственная говорит словами трагическими, когда даже в зале плачут. Музыка никогда не опускает человека до обыденности. Музыка всегда, даже трагическая, тем более романтическая, всегда поднимает слушателя над обыденностью, над суетой мирской», — сказал маэстро.

Юрий Темирканов отмечал, что многие оркестры и дирижёры играют музыку совершенно формально, исполняя всё, что написано в нотах, и не задумываясь о том, что, например, Чайковский, когда писал арию Германа, плакал всю ночь.

«А исполнители не задаются вопросом, почему он плакал? Почему, вообще, великие композиторы переживают, страдают? Это все не в нотах, а за нотами. Исполнитель любой, включая дирижера, должен отгадать те чувства, которые вызывали эти условные значки, как египетские иероглифы. Узнать что, и как ученый прочитать, что означают эти иероглифы. Посмотреть за ноты», — говорил Темирканов.

Однажды маэстро признался, что стал дирижёром, потому что был тщеславным. Однако период тщеславия длился недолго. Юрий Темирканов отмечал, что ему, безусловно, нравилось, когда публика встречает хорошо и тепло, аплодирует, однако внешние проявления артистической жизни для него со временем стали не такими важными.

«Кстати, поэтому я не люблю общественные мероприятия. Не хожу никогда. Я понял, что моя профессия — это то, к чему я был призван от рождения. Это стало самым главным делом моей жизни. Тогда я стал очень серьезно относиться к своему делу», — рассказал Юрий Темирканов.

Вспоминая время, когда он возглавил Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Юрий Темирканов признавался, что этот момент был для него непростым, поскольку ему нужно было руководить коллективом, который проработал с Евгением Мравинским 50 лет.

«50 лет — это целая эпоха. Что-то изменить в них было практически нельзя, потому что они стали так думать. А мы и люди разные с Мравинским, и музыкантские характеры у нас разные. И изменить это было очень трудно. Мне пришлось без всяких недоразумений, но постепенно, постепенно все стало на свои места», — отмечал маэстро.

За годы совместной работы дирижёр и оркестр хорошо друг друга узнали, научились говорить друг с другом, что, как подчёркивал Юрий Темирканов, очень важно, ведь умение разговаривать с людьми, убеждать, не повышая голос — один из самых важных моментов в профессии дирижирования.

«И знаете, почему? На Запад приезжаешь – это всегда немножко компромисс. Потому что ты приезжаешь: один день — репетиции, на следующий день – генеральная, и на сцену. Ты никогда не сможешь сделать то, что хочешь, за такой короткий срок. Единственное счастье, что в России ещё не перешли на этот поточный метод, стахановский. Потому что стахановский метод к культуре не имеет никакого отношения. «Чем больше, тем лучше» — к нам не подходит в наших профессиях в искусстве», — пояснил Юрий Темирканов.